Предыдущая страница Следующая страница

Допуская в философии аллегорическое толкование религиозных
мифов, Панфуций, как хорошо показал А.Ф. Лосев, собственно не
был даже приверженцем аллегоризма. Для него единственный бог -
мировой логос, проявляющийся в виде красот природы. Однако
красоты эти - предмет прямого созерцания, и никакого <аллего-
ризма> для их постижения не требуется.

В отличие от других стоиков, вопросы космологии и логики
Панэция не привлекают. Отвергая учение о повторяющихся миро-
вых пожарах, Панэций признавал мир вечным.

Историческое значение Панэция состоит в том, что он показал,
как возможно, оставаясь на почве стоицизма, развить -и в кос-
мологии, и в психологии, и в учении об обществе - эллинскую
философию о радостях жизни, а не только <любовь к року> (amor
fati), <сохранить веру в силу человеческой солидарности и надежду
на лучшее будущее> [28. С. 204-205].

2. ПОСИДОНИЙ

Крупнейшим деятелем Средней Стой был Посидоний из Апамеи
(ок. 135-51 г. до н.э.). В его творчестве стоицизм переходит от
стоического просветительства через посредство платонизма к неоп-
латонизму.

Историческая роль Посидония долгое время оставалась совер-
шенно невыясненной вследствие утраты большей части им напи-
санного. Но начиная с конца XIX столетия были подвергнуты
изучению многочисленные ссылки на работы Посидония в трудах
современных ему и последующих античных писателей. Постепенно

стало выясняться огромное влияние, которое Посидоний оказал на
философию, поэзию, риторику и историографию в период до
неоплатоников. Большую роль в этом открытии значения творче-
ства Посидония сыграло новое прочтение философских трактатов
Цицерона, писем Сенеки, а также исследование доксографических
материалов Диогена Лаэрция. В настоящее время не подлежит
сомнению, что Посидоний был первоклассным ученым и мысли-
телям, осуществившим переход античной философии от раннего
эллинизма к позднему.

Диапазон и тематика философских работ Посидония весьма
обширны. Вопросы философской антропологии Посидоний трак-
товал в сочинении <Увещание>, где он доказывал главенство в
человеке философского ума. Несколько трактатов Посидония, по-
священных вопросам религии, были использованы Цицероном,
Варроном и Секстом Эмпириком, а его комментарии на платонов-
ского <Тимея> излагали его космологические воззрения. Трактат <О
метеорах> лег в основу ошибочно приписанного Аристотелю, но
возникшего не ранее 1 в. до н.э. трактата <О мире>. Посидонию
принадлежат также группы трактатов по вопросам этики и психо-
логии, физической географии, истории, риторики.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna