Предыдущая страница Следующая страница

13*                                                                       371

ное восприятие. Но им не может быть ни простое представление,
ни отвлеченное мышление, так как оно получает свой материал из
чувственного восприятия. Внешним предметом вызывается изме-
нение в органе чувств, но доходит до сознания это изменение только
в форме представления, так что искать критерий можно только в
правильном представлении восприятия.

Правильное представление не только доводит до сознания и
себя и вызвавший его предмет, но и вводит предмет точно таким,
каков он в действительности. Однако каким образом оно может это
сделать? Ведь не существует признака различия, по которому мы
могли бы признать каталептическое представление действительно
каталептическим. Представлению всегда принадлежит и отношение
к представляемому объекту и отношение к представляющему субъ-
екту. Если представление согласно с объектом, то оно истинно, если
нет - оно ложно. Однако сознавать мы можем только отношение
представления к представляющему субъекту. Поэтому мы можем
сознавать представление только как убедительное или неубедитель-
ное для субъекта. Отношение представления к субъекту стоики
ошибочно приняли за отношение его к объекту. Между представ-
лениями действительно существуют различия по силе их убедитель-
ности для нас. Но даже те представления, которые стоики назвали

<каталептическими> (<схватывающими>), не имеют безусловной
достоверности, не имеют признака, который мог бы свидетельст-
вовать об их безусловной истинности. Никакого критерия для
познания действительной природы вещей не существует.

Это, однако, не значит, что критерия не существует для прак-
тической жизни. Таким критерием может служить достаточно
убедительное представление. Что касается вопроса, какая именно
степень и сила убедительности достаточна, это в каждом случае зависит
or степени важности предмета каждого отдельного суждения.

Согласно Карнеаду, имеются три степени вероятности представ-
лений: 1) представление просто вероятное; 2) представление не
только вероятное, но и не противоречащее другим представлениям;
3) представление вероятное, не противоречащее другим представ-
лениям и всесторонне проверенное. Первая степень вероятности
охватывает как простые, так и сложные представления. В случае
сложного состава представление принимается за единичное и вы-
деляется из группы сопровождающих представлений. Вторая сте-
пень вероятности характеризуется отсутствием в этой группе
противоречий с другими представлениями, что удостоверяется по-
средством двойной проверки. Если ни один из элементов сложного
представления, будучи воспринят отдельно, не теряет своей убеди-
тельности и не вступает в противоречие с цельным представлением,
то это представление будет <непротиворечивым> представлением.
Кроме того, чтобы представление не оказалось противоречивым,
необходимо, чтобы все представления вещей, к группе которых при-
надлежит данное представление, не были лишены отчетливости и
простой вероятности и не возбуждали никаких сомнений в его

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna