Предыдущая страница Следующая страница

Новые поклонники пифагореизма примкнули по сути к пифа-
горейской стороне учения Платона - к древней платоновской
Академии, подчеркивая в ее учениях пифагорейские элементы. Это
была реставрация скорее платонизма, чем пифагореизма. Новый
пифагореизм стремится эклектически соединить с подлинным пла-
тонизмом ряд учений Ликея и Стой, которые в то время проникли
в сознание эпохи. Этот новопифагореизм оказывает влияние на
платонизм последующих веков вплоть до возникновения в III в. н.
э. неоплатонизма в собственном смысле. Все построения этого
периода обычно начинаются метафизическим учением о принци-
пах, следуют за Аристотелем и стоиками в физике, космологии и
логике, за Платоном и пифагорейцами - в учении о душе и
завершаются аскетической проповедью <пифагорейского образа
жизни> и религией загробного существования.

Религия эта - самая влиятельная черта рассматриваемого пе-
риода античной философии. В 1 в. н.э. видными деятелями
новопифагореизма были Модерат из Гадеса и Аполлоний из Тианы.
Выступив в роли <пророка> и <чудотворца>, Аполлоний стремился

воплотить в своей жизни пифагорейский идеал. Платоником пифа-
горействующего толка был также знаменитый автор работ биогра-
фического жанра - <Параллельных жизнеописаний> и сочинения
<О догме Платона> Плутарх из Херонеи (48-120). Во II в. н. э. Гай,
Альбин, Аттик также характеризуются эклектизмом и стремлением
возвратиться к первоначальному истинному платонизму.

Все эти философы согласно выступают против материализма.
Вразрез с материалистическими учениями эпикуреизма и стоицизма
они считают истинно-сущими только бестелесные сущности. Мате-
рия - нечто не-сущее, свою форму и сущность она получает лишь
благодаря количественному ее определению, или исчислению. Сим-
волы метафизических и физических категорий - числа. Высших
начал два: единица и неопределенная двоица. В них сказывается
основная противоположность духа и материи, формы и вещества,
начал активного и пассивного, совершенного и несовершенного.
Единица - бытийное начало и символ блага, безусловного совер-
шенства. Неопределенная двоица - бытийный источник всяческо-
го несовершенства, беспорядочности и изменчивости. Некоторые
новопифагорейцы прямо отождествили единицу с богом, а двоицу -
с материей, другие видели в этих числах только неизменные и
вечные первообразы. По этим первообразам бог - творец и дви-
жущая причина мира - упорядочивает существующую вне его ма-
терию и порождает из нее мир определенных существ.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna