Предыдущая страница Следующая страница

4. ФИЛОН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ

В развитии учения о звене, посредствующем между богом и
миром, видная роль принадлежит еврейскому мыслителю Филону
из Александрии. В это время Александрия была уже крупным
центром философской, филологической и религиозной мысли.
Здесь бь}ла колоссальная библиотека, в которой хранилось множество
древних рукописей. Филон жил в Александрии приблизительно от
30 г. до н.э. до 50 г. н.э. В 40 г. н.э. он прибыл в Рим в качестве
посла к императору Калигуле or александрийской еврейской общины.

Философия Филона есть опыт сочетания иудаизма с греческой
философией. В основе воззрений Филона -Пятикнижие Моисея,
которое Филон комментирует в собственных писаниях. В Пяти-
книжии он видит источник всей греческой мудрости. Однако для
понимания этой мудрости необходимо аллегорическое толкование.
Филон осуществляет его с помощью эклектической философии
пифагорействующего платонизма, привлекая также идеи аристоте-

лизма и Стой. Этот эклектизм, однако, во всем подчинен у него
еврейскому вероучению.

Цель философии, согласно учению Филона, - познание Бога.
Однако даже при помощи ума мы можем познать не существо Бога,
а лишь его отображение в Логосе. Чувственное отображение
Логоса - Космос, который есть третий предмет философского по-
стижения и познается с помощью чувственного восприятия.

Бог определяется у Филона как сущее - единое и безусловно
простое, неизменное, непреходящее и не имеющее связи ни с чем,
кроме него самого. Сущее не пребывает ни в мире, ни в простран-
стве, оно обнимает в себе все остальное и есть чистая бескачест-
венная субстанция. Оно несказанно, никакое слово не может его
сполна и точно выразить -даже <Бог> или <благо>. Над благостью
и могуществом, охватывая их обоих, стоит как посредствующее
звено логос. Как в душе архитектора налицо план дома, который он
намеревается строить, так в Боге-в божественном Логосе, на
границе между создающим и созданным - содержится духовный
первообраз творения, который впоследствии будет воспроизведен
в материи. Божественный логос есть умопостигаемое место умопо-
стигаемого мира.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna