Предыдущая страница Следующая страница

1. ПЛОТИН

Плотин - последний великий оригинальный философ антич-
ного идеализма. В сравнении с ним даже Прокл, завершающий
развитие школы неоплатонизма, -скорее искусный виртуозный
систематизатор, комментатор, аналитик, чем самобытный творец.
По силе дарования Плотин приближается к самым крупным мыс-
лителям классического периода греческой философии, от которого
его отделяет больше чем полтысячи лет. Однако атмосфера, в
которой он воспитался как философ, и атмосфера его собственной
мысли характеризуется уже некоторыми чертами спада, о котором
сказано выше. Плотин - больше религиозный мистик, теософ, чем
философ или ученый. В широком смысле слова он - уже явление
декаданса, а не расцвета, несмотря на все его огромное дарование
и усилия привести к синтезу результаты развития античной фило-
софии, протекавшего в системах Платона, Аристотеля и стоиков.

Плотин родился в Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые свои
годы он провел в одном из крупнейших в то время центров культуры
и науки - в Александрии. Здесь он получил основательное обра-
зование у философа Аммония Саккаса, учеником которого был
Орген, один из учителей христианской церкви. Аммоний Саккас
пытался согласовать учения Платона и Аристотеля.

Плотин участвовал в неудачном персидском походе римского
императора Гордиана, вернулся в Антиохию, а после 244 г. посе-
лился в Риме. Здесь вокруг него сложился кружок последователей
из различных слоев общества, пестрый по национальному составу
и объединенный благоговейным отношением к учителю.

После долгих лет устного преподавания, будучи уже немолодым,
Плотин начал записывать изложение своей философской системы.
Сочинения Плотина были отредактированы, сгруппированы и из-
даны Порфирием. Он разделил их на шесть отделов по девять частей
в каждом. От греческого слова <девятка>, <эннеада>, произошло
название этого собрания - <Эннеады>.

Главная задача философии Плотина -после-
сходные понятия  довательно вывести из божественного единст-
ва - как из последнего основания всякого бытия - градацию всего
остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna