Предыдущая страница Следующая страница

Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего
божественного начала. Существенное единство Души проявляется
в способности людей сочувствовать друг другу, радоваться чужой
радостью и печалиться чужой печалью.

Учение Плотина об обращении души вовне
"^T      приводит его к материи. Вслед за Платоном
Плотин доказывает, что образование мира предполагает материю,
или небытие. Так как качества, необходимые в чувственном мире,
возникают и исчезают и так как возникновение из ничего невоз-
можно, то должен существовать субстрат, на котором существуют
те или другие свойства. Этот субстрат не есть тело, так как тело
состоит из материи и формы. Поэтому, чтобы получить понятие о
материи, необходимо отвлечься от всех свойств, приписываемых
телесному бытию, даже от величины и от сложности. Поэтому
материя есть нечто безусловно простое, безусловно лишенное всех
качеств, безусловно неопределенное. В качестве безусловно неоп-

ределенного материя есть безусловное лишение формы, лишение
красоты и, стало быть, безусловно злое, не сущее (цп o'v).

От мира идей чувственный мир отличается как мир 1) протя-
женный в пространстве, 2) длящийся во времени, 3) неистинный.
Чувственному миру доступна только тень, или призрак истины.

Но если сама по себе материя рассматривается как злое начало,
то в учении Плотина о происхождении мира есть и другая сторона.
Рождающийся мир должен носить в себе хотя бы след того порядка,
который принадлежит его первообразу. Силы, образующие мир, -
разумные мысли (^yoi). В них бессознательно запечатлены поня-
тия, источник которых - в идеальном мире. Поэтому порядок
событий, происходящих в чувственном мире, -не наихудшее, а
наилучшее подражание миру идей. В этом смысле Плотин рассмат-
ривает чувственный мир даже как совершенное существо, поскольку
вообще, при существовании материи, он может быть совершенным.
Даже борьба и антагонизм элементов, борющихся в чувственном
мире друг с другом, есть средство осуществления единства. В мире -
как в драме, где борьба действующих лиц способствует осуществ-
лению единой мысли трагического произведения. Единство борю-
щихся друг с другом элементов осуществляется мощью души,
преодолевающей их антагонизм. Нет оснований для предположе-
ния, что единство это не осуществляется. Без различия частей
предметов в мире не существует ни красоты, ни гармонии.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna