Предыдущая страница Следующая страница

что извлечение одних представлений требует от Души больших
усилий, чем извлечение других. Непонятной осталась бы при этом

предположении причина зависимости воспоминания от частоты
повторения представления.

Ко второму роду психической деятельности относятся, согласно
Плотину, и высшие функции познания, например мышление и с
ним вместе также науки.

От мышления должна быть отличаема область ума: в мышлении
знание достигается посредством процесса исследования; в уме все
дано одновременно, без необходимости прибегать к силлогизмам,
к различениям, объяснениям и доказательствам. Человек, которому
предстоит ознакомиться со множеством предметов, находящихся
перед ним на равнине, может сделать это последовательно, шаг за
шагом, обходя все пространство. Но он может подняться на возвы-
шенность и обозреть их сверху все сразу. Так обстоит и с познанием.
Человек может либо последовательно знакомиться с существую-
щим, либо сразу возвыситься до ума, и тогда, не нуждаясь в процессе
движения, он обнимает все в одновременном акте познания. В уме
знание дано все, но, чтобы сделаться доступным человеку как существу
эмпирическому, знание должно вступить в область сознания.

Этика Плотина завершается его учением об очищении души. В
очищении этом он видит средство, необходимое для достижения
наивысшего совершенства. Именно очищение есть освобождение
Души от телесного, от земных интересов и возвышение ее до
божественного. Венец этого состояния - экстаз, экстатическое
погружение в божество, слияние с неизреченным первоединым.

Философия Плотина - философия эпохи мировой катастрофы
рабовладельческой культуры. Она, говоря словами советского исс-
ледователя, есть символ и выражает настроение <бесконечного
уныния, тоски, социально-политического отчаяния и бегства от
реальной жизни в иллюзорное прошлое> [29. С. 277]. Венец этой
философии - виртуозная диалектика мифа. Наиболее яркую и
выразительную характеристику этой диалектики дает К. Маркс:
<Смерть и любовь являются мифами отрицательной диалектики,
потому что диалектика есть внутренний простой свет, проникно-
венный взор любви, внутренняя душа, не подавляемая телесным
материальным раздроблением, сокровенное местопребывание духа.
Итак, миф о ней есть любовь; но диалектика есть также бурный
поток, сокрушающий вещи в множественности и ограниченности,
ниспровергающий все в единое море вечности. Итак, миф о ней
есть смерть.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna