Предыдущая страница Главная страница

1. Как Ум мыслимый, т. е. <интеллигибельный> (voriToq), или
<пребывание в себе>. На этой ступени Ум - предмет для него
самого, или <бытие>.

2. На второй ступени Ум выходит из себя и есть мышление
Умом самого себя. Это ум <интеллектуальный>, или ум <мыслящий>
(voepoq), т. е. <ум> в собственном обычном смысле слова.

3. На третьей ступени Ум есть возвращение к самому себе, или
тождество бытия и мышления. Это Ум <интеллигибельно-интел-
лектуальный>, иначе -<жизнь-в-себе> ((хито^юоу).

Формально триада Ума у Прокла как будто напоминает триаду
Гегеля в немецком классическом идеализме. Но есть между ними
важное различие. В триаде Гегеля <эманация> мыслится как возра-
стающая: синтез, или третий момент, в ней полнее и богаче
предшествующих двух. В триаде Прокла, напротив, <развитие>
понимается не как прогрессивное, а как регрессивное: в ней
наиболее полным и богатым Умом оказывается <интеллигибель-
ный> (мыслимый), а наиболее бедным - <интеллектуальный>
(мыслящий).

Наивысшие и идеальнейшие боги выражают собой <интеллиги-
бельный> ум. Здесь три триады согласно триадическому закону,
указанному Платоном в <Филебе>: 1) предел; 2) беспредельное; 3)
смешанное из предела и беспредельного.

На этом, впрочем, триадическая классификация богов из обла-
сти Ума у Прокла не заканчивается: развиваются все новые их
триады, которые в своем дальнейшем развитии становятся в изве-
стных звеньях из триад гебдомадами, т. е. седьмерицами. Третья
гебдомада интеллектуальных богов, именуемая Зевсом, в своем
седьмом члене представляет переход к душам и называется <источ-
ником душ>.

Триадический принцип рассмотрения сохраняется у Прокла
также и для третьего момента основной триады - для мира Души -
и обнимает души божественные, демонические и человеческие со
всеми их дальнейшими подразделениями.

Учение Прокла оказалось последней системой эллинистическо-
го неоплатонизма, пытавшейся подвести итог его развитию и
сохранить его духовное достояние и идейное господство. Задача эта
не могла быть успешно разрешена, несмотря на положение Прокла
в Афинах как главы Академии и несмотря на его мощный система-
тизаторский талант и могучий аналитический ум. Система Прокла
не могла противостоять христианству не только как побеждающая
сила, но даже как сила духовная, направленная на консервацию и
реставрацию уходящего в прошлое греческого многобожия и свя-
занной с ним философии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь
христианство было господствующей в империи и даже признанной
государственной религией уже в течение двух полных столетий.
В 529 г. декретом императора Юстиниана была закрыта плато-
новская Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое
тысячелетнее существование.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna