Предыдущая страница Следующая страница

Душа не есть и энтелехия тела, т. е. осуществление возможности
тела, потому что энтелехия так относится к телу, как, например,
форма статуи к меди, из которой отлита статуя и которая составляет
возможность для этой формы. Но форма статуи оказывается такой
же отделимой по частям, как и материя, которая служит ее возмож-
ностью. Не то по отношению к душе: отделение телесных органов
не сопровождается убылью для души, и это доказывает, что душа
не есть форма.

Во всех вещах чувственного мира, всюду -одушевление. Оно
не зависит, как мы видим, от вещества и предполагает оличное от
вещества начало - душу. К этому же одушевляющему началу мы
приходим, рассматривая существующую в чувственном мире кра-
соту. Чувственный мир прекрасен, он -художественное произве-

дение. Но красота как таковая, утверждает Плотин, не может быть
свойством чувственного бытия. Для вещества, получающего изве-
стную форму, кроме его формы должен существовать деятель,
осуществляющий форму и соединяющий формы и вещество, -
сами по себе внешние друг другу. Деятель этот - душа мира (f\
^u^n). Таким образом, от вещей чувственного мира мы поднялись
до души, все оживляющей.

Однако может ли быть душа, спрашивает Плотин, высшим
началом, из которого происходит все? Может ли она быть основанием
всей красоты, существующей в мире? Плотин доказывает, что душа
не тождественна красоте: душа - одна для всего мира, а в мире
рядом с прекрасными душами существуют и безобразные. Поэтому,
следуя началу красоты, мировая душа следует не тому, что есть она
сама, а тому, что существует для нее как ее прототип. Мы познаем
этот прототип по аналогии: как сама мировая Душа деятельна по
отношению к иному бытию, получающему от нее форму, так и
собственная форма души предполагает деятеля, от которого душа
получает свою форму. То, что дает душе форму, - Ум (Nouq). Как
в статуе, сделанной из вещества, форма первее вещества и существует
независимо от вещества, так и Ум первее души, существует сам по
себе.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna