Предыдущая страница Следующая страница

Младший современник Фалеса Анаксимандр
""^"""^    признал единым и постоянным источником
рождения всех вещей уже не <воду> и вообще не какое-либо
отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются
противоположности теплого и холодного, дающие начало всем
веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в
этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть
<беспредельное>) ('ourelpov). По обособлении из него теплого и
холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над зем-
лей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал
три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое
количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга:
круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу
колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди
образовались из отложений высохшего морского дна и изменили
формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного
должно за свою <вину> вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но
по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой
смене миров нет конца.

Уже в древности возник <Анаксимандров вопрос> о том, пони-
мать ли алейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между
ними, как нечто совершенно неопределенное и веществам даже
противоположное или как прообраз <материи> Платона [см. 39. С.
53-54]. Но дошедшие до нас фрагменты не позволяют определенно
ответить на этот вопрос.

Последний в ряду милетских философов -
"^"^"     Анаксимен, достигший зрелости ко времени
завоевания Милета персами,- развил новые представления о мире.
Приняв в качестве первовещества <воздух>, он ввел новую и важную
идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из

воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь.

<Воздух> для него - дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому
как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей
<воздух> - род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля -
плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в
нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил
учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом про-
странстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие
греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем
другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о
том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что
из его учения о небесных светилах.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna