Предыдущая страница Следующая страница

Особое негодование Гераклита вызывает Гесиод. Это видно из
57-го фрагмента, где Гераклит противопоставляет поверхностному
многознанию углубленное понимание таящегося от внешних взоров
единства противоположностей: <Учитель же толпы - Гесиод. Они
(т. е. <толпа>, большинство.- В. А.) убеждены, что он знает больше
всех,-он, который не знал, что день и ночь -одно> [там же.
С. 155].

Гераклит не только возражает против слепого накопления зна-
ний, не пронизанных светом постигающей философской мысли.
Он также возражает против безотчетного следования традиции,
против некритического заимствования чужих взглядов. В 74-м
фрагменте об этом сказано очень выразительно: <Не должно посту-
пать как дети родителей, то есть выражаясь попросту: так, как мы
переняли> [там же. С. 160]. Это и значит: не следует что-либо
перенимать некритически, догматически.

В принципе мышление -одно для всех людей. <Мышление,-
читаем в 113-м фрагменте,-общее для всех> [там же. С. 165]. Все
<желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее,
подобно тому, как государство [зиждется] на законе, и даже еще
крепче> [35. Т. 1. С. 165].

Это воззрение - отнюдь не <часто> гносеологическое или он-
тологическое. Общий для всех людей закон, о котором здесь идет
речь, Гераклит характеризует как <божественный>: <Ибо все чело-
веческие законы питаются единым божественным. Ибо последний
господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает>
[там же]. Этот правящий миром закон есть, по Гераклиту, <слово>,
или <логос> (^yoq), и люди имеют с ним постоянное общение.

Однако, несмотря на это постоянное общение, люди, по убеж-
дению Гераклита, в своем большинстве расходятся с <законом>, или
<разумом> (<логосом>). И Гераклит задается вопросом о том, почему
это происходит. Объяснение Гераклита проливает свет на его взгляд
относительно чувственного познания. В 107-м фрагменте он говорит:
<Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые
души> [там же. С. 164].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna