Предыдущая страница Следующая страница

Достигнув зрелости, Парменид разработал оригинальное фило-
софское учение. Некоторые его положения направлены против
пифагорейцев, от которых он в это время отдалился. Но еще более
резко выступил он против Гераклита и Анаксимена, т. е. против
ионийских материалистов.

Нелегко ответить на вопрос, кем был сам Парменид: материа-
листом или идеалистом. Вряд ли можно сомневаться в том, что
логика развития элейской школы в целом вела от материализма к

идеализму. В частности, ясно выступает в последующей истории
греческого идеализма зависимость Платона от Парменида. Третий
деятель элейской школы, самосский флотоводец Мелисс, возможно
(хотя недостоверно), клонился уже к идеализму. Но уже у Парме-
нида, так же как и у его ученика Зенона, мы найдем в теории
познания резкое противопоставление разумного знания знанию
чувственному. Противопоставление это, конечно, не есть еще дока-
зательство идеализма, но оно, несомненно, могло содействовать
идеалистическому крену в философии элейцев.

С утверждением некоторых историков философии, будто Пар-
менид был идеалист, плохо согласуется космология Парменида.
Бытие, как оно существует по истине, Парменид представляет в
виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в цен-
тре мира. Вряд ли можно сомневаться в том, что это представление
о мире как о бытии вещественном.

С другой стороны, одно из основных положений Парменида -
утверждение, что мысль и предмет мысли -одно и то же. Ни в
коем случае не следует понимать это утверждение в духе поздней
идеалистической <философии тождества>: как тезис, будто предмет
мысли есть, по своей природе, мысль. Парменид утверждает другое:
мысль - это всегда мысль о предмете. Мысль не может быть
отделена от своего предмета, от бытия. Мысль - всегда бытие. Даже
когда мы пытаемся мыслить небытие, оно все же в каком-то смысле
существует. Оно существует, оно имеет бытие, по крайней мере в
качестве мысли о небытии. Мысль о небытии во всяком случае
существует.

Но это значит, другими словами, что никакого небытия, в
строгом смысле этого слова, нет. Существует одно только бытие.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna