Предыдущая страница Следующая страница

^              Согласно учению второй - гипотетической и
Физика Иарменида                     ^     ^
вместе с тем натурфилософской - части, в

основе всех явлений лежит противоположность света и тьмы. Это
учение несколько сродни учению Анаксимандра. Природа светил,
их взаимное размещение в пространстве, их движение объясняются
так же, как и у Анаксимена, взгляды которого в это время пользо-
вались большим авторитетом.

Анаксимандра также напоминает учение Парменида о сущест-
вовании небесных колец или венцов, которые концентрически
облекают Землю. Из этих колец одно наполнено.чистым огнем, без
всякой примеси, другое наполнено тьмой. Среднее между ними
кольцо содержит огонь лишь в известной доле. Земля, согласно этой
физике (которая, впрочем, излагается Парменидом лишь как веро-
ятное допущение, без притязания на достоверность), рассматрива-
ется как центральное тело мира.

Дальнейшие подробности физики, излагаемой Парменидом,
содержат объяснения, также гипотетические, ряда явлений, наблю-
даемых на небесном своде, а также объяснение атмосферных про-
цессов, догадки о происхождении и о природе чувственных
восприятий и, наконец, догадки о природе мышления.

Некоторые из воззрений Парменида получили большое значе-
ние в дальнейшем развитии научных представлений. Такова догадка
о темной природе Луны, которая лишь отражает свет Солнца и сама
не способна к излучению света. Ценной была также догадка о
зависимости наших чувств и нашего ума от нашей физической
природы и от состояния наших телесных органов.

Все эти догадки трудно согласовать с категорическими утверж-
дениями некоторых исследователей, будто Парменид был сплош-
ным реакционером в науке и в философии.

Интересен вопрос о том, каким образом Парменид, признавший
шаровидность мира, представлял себе то, что находится за пределами
мирового шара. Заметил ли Парменид трудность, которая таилась
для него в этом вопросе, и если заметил, то как он разрешил ее?

В текстах самого Парменида ответа на этот вопрос не находим.
Вполне вероятно, что если бы Парменид осознал самый вопрос и
предложил бы какое-нибудь решение, то это привлекло бы внима-
ние античных писателей и было бы ими отмечено. Возможно, что
Парменид оставил вопрос без разрешения или потому, что не

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna