Предыдущая страница Следующая страница

Тогда получается, что одна и та же точка, движущаяся с равной
скоростью, пройдет одно и то же расстояние не в одно и то же
время, но пройдет его в одном случае в половину времени, а в
другом - в удвоенное время. В одно и то же время крайние точки
каждого из движущихся рядов B\4 B\3 B\2 B\1 и C\1 C\2 C\3 C\4 пройдут
мимо всех остальных точек другого движущегося ряда. Однако в то
же самое время они пройдут только мимо половины точек ряда,
который остается неподвижным во время их движения. Такой
различный результат будет зависеть от того, откуда станем мы
рассматривать ее движение. Но в результате мы приходим к проти-
воречию, так как половина оказывается равной целому. Другими
словами, в аргументе <Стадий> немыслимость движения доказыва-
ется из рассмотрения времени, относительно которого предполага-
ется, что оно, как и пространство, состоит из множества дискретных,
но якобы соседствующих элементов.

Мы убедились, что во всех рассуждениях Зенона вопрос ставится
вовсе не о том, можем ли мы воспринимать движение посредством
чувств или не можем. В том, что движение воспринимается чувст-
вами, ни Парменид, ни Зенон, не сомневаются. Вопрос состоит в
том, можно ли мыслить движение, если, мысля движение, мы

допускаем при этом, что пространство, в котором движутся тела,
состоит из множества отделенных одна от другой частей, и если
допускаем, что время, в котором протекают все явления и проис-
ходит движение, состоит из множества отделенных друг от друга
моментов. Неизбежность противоречий, к которым при этих пред-

2 В Ф Асмус                                                                                33

посылках приходит мысль, доказывает, по Зенону, что утверждаемая
противниками Парменида мыслимость множества невозможна.

Тот же смысл имеет и опровержение мыслимости пустого
пространства. Суть аргумента Зенона вовсе не в доказательстве того,
что пространство не существует. Зенон доказывает другое. Он
доказывает, что пространство не может мыслиться как пространство
пустое, как пространство, существующее в какой бы то ни было
своей части отдельно от вещества.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna