Предыдущая страница Следующая страница

Философские взгляды Философскую подготовку Эмпедокл получил
и идеи      в школе элейцев. Он слушал Парменида при-
близительно в то время, когда Парменида слу-
шал и Зенон. Но Зенон оказался в своей самостоятельной
деятельности последователем и защитником парменидовского <уче-
ния истины>, а Эмпедокл -продолжателем <учения мнения>.

Один из результатов элейской философии оказал большое вли-
яние на послеэлейское развитие греческого философского мышле-
ния V в. до н.э. Этот результат - мысль элейцев, согласно которой
истинно сущее бытие не может ни погибать, ни возникать. Мысль
эту высказал уже Гераклит в своем знаменитом афоризме о несот-
воренности и вечности мира. Элейцы развили это положение с
большой силой, но связали его со своим убеждением в неизменности
истинно сущих элементов бытия.

После элейцев мысль эта становится предпосылкой крупнейших
материалистических учений V и первой половины IV в. до н. э.
Таковы учения Эмпедокла в Сицилии, Анаксагора - в Афинах и
Демокрита - в Абдерах. Как бы ни отличались они друг от друга,
все они исходят, как из незыблемо установленной предпосылки, из
положения, провозглашенного элейцами: истинно сущее бытие не
может ни возникать, ни погибать. Если мы даже наблюдаем в мире
то, что называется генезисом, рождением, изменением или смертью,
уничтожением, гибелью, то это лишь обманчивая видимость. Все
эти явления должны быть объяснены так, чтобы при любом объяс-
нении не был поколеблен основной и исходный тезис о вечности
и неизменности, о невозникаемости и о негибнущей природе
истинно сущего бытия.

Предпос1длку элейцев принимал и Эмпедокл. Но он разошелся
с элейцами по вопросу о числе элементов истинного бытия. У
элейцев истинное бытие едино, в нем не может быть не только
возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого
множества. Эмпедокл отказывается от строгого монизма элейцев.
Он не пытается объяснить все разнообразие форм и явлений из
одного-единственного материального начала. Таких начал -ос-
новных и несводимых друг к другу материальных элементов - он
признает четыре. Это огонь, воздух, вода и земля. Эмпедокл назы-
вает эти материальные начала <корнями всех вещей>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna