Предыдущая страница Следующая страница

Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь
существование этих четырех <корней>, невозможно. Чтобы объяс-
нить то, что людям представляется как возникновение или как
генезис всех вещей природного мира, необходимо, согласно Эмпе-
доклу, кроме существования четырех <корней> (материальных эле-
ментов,  начал),  допустить также  существование двух
противоположных друг другу движущих сил. Элементы, или <корни>,
приводятся этими силами в движение: или соединяются, сближа-
ются, сочетаются, или, напротив, разъединяются, удаляются друг
от друга, расходятся.

Согласно Эмпедоклу, жизнь природы состоит в соединении и
разделении, в качественном и количественном смешении и соот-
ветственно в качественном и количественном разделении вещест-
венных элементов, которые сами по себе как элементы всегда
остаются неизменными.

Учение это, материалистическое в основе, нельзя понимать в
духе последующего - механического - материализма. Здесь еще
очень много от древней мифологии. Вещественные начала, или
элементы, характеризуются у Эмпедокла не в качестве косной,
неодушевленной и мертвой материи, а как божественные существа -
живые и способные ощущать. Материальные элементы не оторваны
от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила. От этой
движущей силы всех элементов Эмпедокл отличает две специфиче-
ские движущие силы, о которых сказано выше. Деятельная движу-
щая сила выступает в виде двух противоположных сил. Силу, которая
производит соединение, он называет Любовью (или Дружбой,
Приязнью, Гармонией, даже Афродитой -по имени богини люб-
ви, соединяющей мужчину и женщину, а также Кипридой, Весель-
ем, Милостью). Силу, производящую разделение, он называет
Ненавистью, Враждой, Аресом.

Воззрение Эмпедокла на движущие силы уходит своими корня-
ми в очень древние представления греков. Любовь в качестве
природной, правящей или движущей силы выступает в древнем
эпосе - в поэме Гесиода. То же значение она сохраняет в поэме
Парменида. И точно так же Раздор, Вражда выступали в качестве
природных сил уже у таких философов, как Анаксимандр Милет-
ский и Гераклит.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna