Предыдущая страница Следующая страница

Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у
Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движе-
ния. Именно эта сторона учения Гераклита вызвала впоследствии
возражения Аристотеля. Гераклит утверждает, что из факта движе-
ния и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречи-
вый характер их существования, так как о каждом движущемся
предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он
движется, он и существует и не существует в одно и то же время.
Упоминая об этом учении Гераклита, Аристотель возражает против
него. <Невозможно допускать,-пишет Аристотель,-чтобы ка-
кая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не
существовала, как, по мнению некоторых, говорил Гераклит> [4, 4,

3, 1005в 23]. Полемизируя с Гераклитом по поводу его характери-
стики движения как осуществленного противоречия, Аристотель
сообщает нам важный текст самого Гераклита. Мы узнаем из этого
сообщения, что, по учению Гераклита, <[неразрывные] сочетания
образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и
разногласие: из всего одно и из одного все образуется> [De mundo.
5,396в 7].

Будучи универсальным, т. е. охватывая все явления, движение
имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономер-
ностью; мыслящее исследование обнаруживает в нем господствую-
щую над ним необходимость. Эту мысль Гераклит изложил в
нескольких афоризмах, из которых самый важный - 30-й: <Этот
мировой порядок,-говорит Гераклит,-тождественный для всех,
не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть
и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами
угасающим> [35. Т. 1. С. 152].

В приведенном тексте налицо несколько важных мыслей. В нем
Гераклит не просто утверждает, что все возникает из одного и что
все возникающее становится одним. Это <одно> (ev) он определяет
как единое первовещество <огня>. В этом своем утверждении
Гераклит по существу материалист.

Не удивительно, что Гераклит остановился именно на огне как
на первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского
бытия - его подвижность. Но именно огонь - наиболее подвиж-
ное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna