Предыдущая страница Следующая страница

<семян>, продолжает распространять свое действие на все большую

и большую часть вселенной. Таким образом, устанавливаемый
<умом> порядок, неограниченно распространяясь, приводит к тому,
что вселенная беспредельно увеличивается в своих размерах. С
другой стороны, каждая отдельная частица (<гомеомерия>) допу-
скает возможность беспредельного деления. В ней нельзя указать
на предел делимости. <Семена> Анаксагора -это неделимые атомы
позднейших греческих атомистов - Левкиппа, Демокрита, Эпику-
ра. Не существует никакого предела делимости для каждой <гоме-

омерии> и не существует никакого предела возрастания для той
области вселенной, внутри которой движущая сила (<ум>) устанав-
ливает порядок в хаосе первоначальных элементарных частиц.

Сам Анаксагор говорил: <И в малом ведь нет наименьшего, но
везде есть меньшее. Ибо бытие не может разрешаться в небытие.
Но и в отношении к большему всегда есть большее. И оно равно
малому по количеству. Сама же по себе каждая [вещь] и велика и
мала> [Phys. 164, 16; 35. Т. III. С. 153].

До сих пор, говоря об анаксагоровском <уме>,
'""^°"*   мы видели, что этот <ум> выступает лишь в
качестве движущей силы. Но не есть ли он у Анаксагора и нечто
сверх этого? Может быть, <ум> Днаксогора есть не только механи-
ческая движущая сила, но вместе с тем и сила духовная?

Основанием для ответа на этот вопрос должен быть данный им
ответ на другой вопрос: является ли движущая деятельность <ума
(voSq)> только причинной или целесообразной?

Прежде всего несомненно, что <ум> Анаксагора-движущая
сила, участвующая в процессе образования мира. Диоген приводит
из Анаксагора место, где говорится: <Все вещи были вместе: затем
пришел ум и привел их в порядок> [35. Т. III. С. 121]. И далее
Диоген, со слов Тимона, передает, что <ум> Анаксагора, <вдруг начав
действовать, связал воедино все, находившееся ранее в беспорядке>
[там же].

И все же остается вопрос: было ли это участие <дума> в
образовании мира действием целенаправленным, сознательным? В
характеристиках <ума>, которые находим у самого Анаксагора, его
мысль колеблется между взглядом на <ум> как на всего лишь
механическую причину отделения друг от друга первоначально пе-
ремешанных частиц и взглядом на <ум> как на разумную сознающую
и даже <знающую> целесообразно действующую силу. Сохранился
большой отрывок из сочинения самого Анаксагора, в котором
колебание между этими двумя взглядами выражено с полной оче-
видностью. <Остальные [вещи],-говорит Анаксагор,-имеют в
себе часть всего, ум же -бесконечен, самодержавен и не смешан
ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо,
если бы он не существовал сам по себе, но был бы смешан с
чем-нибудь другим, то он участвовал бы во всех вещах, если бы был
смешан [хотя бы] с какой-либо {одной вещью]. Эта примесь мешала
бы ему, так что он не мог бы ни одной вещью править столь {хорошо],
как [теперь, когда] он существует отдельно сам по себе. И дейст-
вительно, он - тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает
совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над
всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим,
господствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от
которого это круговое движение и получило начало... И все, что
смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было
быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna