Предыдущая страница Следующая страница

Греческие драматурги, когда им трудно было естественно развязать
драматургический конфликт, иногда вводили для его разрешения в конце трагедии
бога. Внезапно явившись на театральной машине, бог своим вмешательством резко
направлял драматургическое развитие к тому его исходу, который соответствовал
плану или идейному замыслу писателя. Отсюда выражение:  -

<Бог из машины> (лат).

поспешностью, чтобы поскорее узнать, что наилучшее и что наи-
худшее. Но эти надежды, друг мой, рассеялись, когда во время
чтения я увидел, что он не прибегает к уму и не пользуется
известными причинами для объяснения правильности расположе-
ния частностей, но указывает на воздух, эфир, воду и на множество
других разного рода нелепостей, как на причину всего сущего. Он
мне представляется похожим на того человека, который стал бы
утверждать, что все поступки Сократа - продукт его ума, а затем,
желая определить причину каждого отдельного поступка, он сказал
бы, что я сижу теперь здесь потому, во-первых, что мое тело состоит
из костей и нервов, что кости тверды и отделены друг от друга
промежутками> [Phaedon. 97В].

Не стану цитировать весь отрывок. Основная идея его совер-
шенно ясна. Сократ надеялся, что в сочинениях Анаксагора он
найдет теорию, объясняющую целесообразное устройство мира, т. е.
такую теорию, которая не только объясняла бы, почему возникла
кадздая вещь, но и то, для какой цели они возникла и какую роль в
этом ее целесообразном возникновении играл ум. Но вместо этого
учения о целесообразном устройстве мира посредством деятельности
ума Сократ нашел в книгах Анаксагора только учение о причинном
механизме возникновения; <ум> выступает у Анаксагора только как
причинная механическая сила, а не как сила разумная, целесооб-
разная, направляющая все вещи в мире к наилучшему совершен-
нейшему порядку.

Таким образом, хотя Анаксагор ввел в качестве движущей силы
<ум> и даже отделил этот <ум> от всех материальных элементов как
начало простое, обособленное от всего и беспримесное и даже
приписал своему <уму> совершенное знание обо всем, тем не менее
в итоге Анаксагор понимает свой ум скорее как чисто механическую
движущую силу. С другой стороны, даже в этой своей механической
функции <ум> оказывается необходимым только там, где Анаксагору
не хватает других, чисто физических средств объяснения.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna