Предыдущая страница Следующая страница

Могло бы показаться, будто Анаксагор противоречит самому
себе, считая Луну одновременно и раскаленным камнем и темным
телом, заслоняющим во время затмений свет Солнца. На самом
деле, противоречие не столь велико, так как, судя по другим текстам,
Анаксагор считал Луну только отчасти огненной.

Объяснение совершенно точное. Если Фалес мог предсказать
солнечное затмение, опираясь только на эмпирически найденный
в Вавилоне цикл <сарос> - в 223 лунных месяца, то Анаксагор уже
точно объяснил физическую причину этого явления. Ипполит, черпая
из Теофраста, сообщает, что Анаксагор первый выдвинул учение о
сходстве Луны с Землей, в частности о том, что на Луне имеются
равнины и пропасти.

Анаксагор переносит механическую точку зре-
ния на возникновение ощущений у высших
животных и человека. Так подготовляется переход от физики через
физиологию к учению о знании. При этом в противоположность
Эмпедоклу, который полагал, что мы всегда ощущаем и восприни-
маем подобное подобным. Анаксагор, сходный в этом отношении
с Гераклитом, утверждает, будто мы воспринимаем противополож-
ное противоположным. <По мнению Анаксагора,-сообщает Теоф-
раст,-ощущения происходят благодаря противоположному, так
как подобное не действует на подобное> [35. Т. III. С. 147-148].

При этом Теофраст поясняет, что Анаксагор пытался определить
каждое ощущение особо, т. е. у него была теория, определявшая
специфические условия каждого из видов ощущений. Согласно этой
теории, например, мы видим благодаря отражению предметов в
зрачке; это отражение, по его мысли, падает не на одноцветное, а
на противоположное по цвету, так что всегда мы ощущаем противо-
положное. Отражение происходит днем, потому что причина отра-
жения есть свет. При этом преобладающий цвет скорее отражается
<на противоположном> [там же].

Механический характер теории ощущений Анаксагора привел
его к выводу, что наши ощущения всецело пассивны, страдательны.
Всякое ощущение сопровождается страданием. Это утверждение
Теофраст считал следствием из основной гипотезы Анаксагора: ибо

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna