Предыдущая страница Следующая страница

Продолжением и завершением этого опровержения оказывается
понятие Сократа о <благоразумии>, излагаемое им в последней
части диалога в сущности не как понятие даже, а как рассказ о
некоем привидевшемся ему сне [см. там же. 173-176]. Сократу
как-то приснилось, что есть нечто единственно необходимое для
человека. Это знание о добре и зле, или умение отличить добро от
зла. <Благоразумие>, составляющее предмет исследования, должно
быть знанием не о самом себе, не знанием о знании, а знанием о
добре и зле. Никакое знание - каким бы всеохватывающим оно
ни было,-не могло бы стать источником подлинного блаженства
и не могло бы оказаться полезным, если бы человек был лишен
предварительного знания о добре и зле. <Благоразумие> должно
совпадать с тем нравственным сознанием и с тем его критерием
добра и зла, который делает нас блаженными и хорошими.

По мысли Сократа, как она предстает в <Хармидс>, все пред-
шествующие и последовательно отвергнутые им - в своей отдель-
ности и отрозненности-определения <благоразумие> теперь, в
свете озарившего его во сне нового определения, восстанавливаются
в том, что в них есть истинного и ценного. Они, как оказывается,
только диалектические ступени, приводящие философа к истинно-
му воззрению. Из всех частных и <видовых> добродетелей доброде-
тель <благоразумия> в ее последнем определении -родовая,
наиболее общая, наиболее широкая. Кто усвоит предложенное
Сократом определение <благоразумия>, тот без труда поймет отно-
сительную или предварительную истинность и ценность всех преды-
дущих, ранее высказанных Хармидом и Критием определений его.
Все они-относительно истинные, но недостаточные в своей
ограниченности диалектические моменты единого адекватного оп-
ределения.

Диалог <Хармид> хорошо характеризует главную цель диалек-
тических бесед Сократа, как ранних, так и поздних, зрелых. Цель
эта - подчинение философского исследования нравственной зада-
че, нравственной проблеме. Читатель <Лахеса> и <Хармида> участ-
вует вместе с Сократом в исследовании нравственных категорий.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna