Предыдущая страница Следующая страница

алектики отнюдь не всего, что об этой диалектике рассказывает нам
Платон, а только ее специфически платоновских черт. Это прежде
всего теория запредельных миру <идей>, а затем трактовка вопроса
о знании и его видах. Но многие черты философских воззрений
Сократа, как их изображает Платон не только в <Лахесе>, <Харми-
де>, но и в <Федре>, <Федоне>, <Меноне>, а также в первой книге

<Государства>, принадлежат подлинному Сократу и дышат тем же
реализмом, каким дышит изображение Сократа на прогулке с
Федром (<Федр>), на пиру у Агафона (<Пир>), в тюрьме (<Федон>).

В полном согласии с тем, что нам сообщает Ксенофонт, Сократ,
выведенный Платоном в его диалогах, выясняет связь между диа-
лектикой и собственно логическими операциями разделения на
роды и виды. Руководимое Сократом философское исследование
имеет целью прежде всего установить значение того или иного
широкого родового термина (например, <мужества>, <справедливо-
сти> и т.п.). Вопросы, которые ставит Сократ и с помощью которых
он исследует это значение, формулируются так, что они приводят
ответы на них, предлагаемые собеседником Сократа, к явному
противоречию. Определение термина вступает в противоречие либо
с различными единичными предметами, явлениями, свойствами и
случаями, которые этот термин не должен охватывать, но которые
он охватывает, либо, наоборот, с другими, которые он должен
охватывать, но которых он не охватывает. Своими различными
ответами собеседник все вновь и вновь ввергается в противоречия.
Эти противоречия принуждают его признать или то, что он не достиг
точного и ясного понятия о свойстве, общем для различных частных
факторов, охватываемых исследуемым общим термином, или то,
что такого общего свойства вообще не существует и что полученное
обобщение только чисто словесное и ложное.

И в том и в другом случае Сократ сообщает мыслям собеседника
направление, которое ведет к поправке оказавшегося несостоятель-
ным обобщения, и подводит таким образом собеседника к тому,
что Платон называет <видеть единое во многом или многое в
едином>. Другими словами, Сократ предвосхитил то, что впослед-
ствии Платон и Аристотель описали как двойной путь диалектиче-
ского процесса - расчленение единого на многое и соединение
многого в единое.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna