Предыдущая страница Следующая страница

Отрицательная    Уже элеаты, особенно Зенон, заметили, что
диалектика     открытие противоречия в мыслях о предмете

может быть средством, ведущим к познанию
истины. Зенон развил ряд доказательств, напоминающих по своему
логическому построению применяемые в математике так называе-
мые <доказательства от противного>. Так, Зенон принимает-в
качестве условного допущения,-что множество вещей мыслимо.
Сделав это допущение, он доказывает затем, что из него необходимо
вытекают взаимно противоречащие следствия по вопросам о свой-
ствах элементов множества и о числе, или сумме, элементов мно-
жества. Возникает ситуация, парадоксальная в логическом
отношении. Так как доказательства всех противоречащих друг другу
следствий логически безупречны, то необходимо заключить, что в
основе их всех лежит общая им всем ложная предпосылка -
условно принятое допущение, будто множество вещей мыслимо.
Таким образом, эта предпосылка ложна, и множество вещей мыс-
лимо быть не может.

Метод аргументации Зенона получил применение в диалекти-
ческих рассуждениях Сократа. В вопросо-ответной диалектике Со-
крата часто повторяется и воспроизводится следующее логическое
построение. После того как собеседник Сократа дал ответ на
поставленный ему вопрос о сущности исследуемого явления, Со-
крат задает собеседнику следующие - дополнительные - вопросы
с таким расчетом, чтобы новые ответы собеседника оказались в
логическом противоречии с ответом на первый вопрос. Заметив
противоречие, собеседник вносит поправку в свой ответ. Но по-
правка эта подвергается Сократом новому испытанию, или, как он
его называет, <обличению> (^Xey^elv),-возникает противоречие
между предыдущим определением и новым ответом. Вновь вносится
поправка в искомое определение и т. д.

В результате если и не достигается окончательное истинное
определение (обычно именно так и бывает), то во всяком случае
получается опровержение целого ряда мнений собеседника как
мнений ложных. Прием этот проводится Сократом во множестве
диалогов: то опровергается эстетическая теория знаменитого при-
езжего рапсода (<Ион>), то теории посещавших Афины софистов
(<Протагор>, <Горгий>, <Гиппий>), то учение представителя какой-
нибудь философской школы (<Кратил>) и т. п.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna