Предыдущая страница Следующая страница

лософской личиной, посредством которой Платон выражает и
способ своего исследования, и результаты своего учения.

У Платона были основания, чтобы изобразить Сократа именно
так. Платон сам был учеником Сократа, и первыми вопросами его
философских исследований, определений и размышлений были,
как и у Сократа, вопросы этики. Естественно поэтому намерение
представить дело таким образом, будто в нем, Платоне 90-60-х
годов IV в., живет, продолжает учить живший и учивший в V в.
Сократ. Расширилась, изменилась за истекшие полвека тематика,
метод исследований Платона, но над всем этим полувеком фило-
софского развития Платона витает великая тень афинского мудреца,
о котором продолжала ходить устная молва и давно существовала
большая полемическая литература.

Но было еще одно важное обстоятельство, которое внушало
Платону желание сделать именно Сократа подлинным героем своих
философских диалогов. Сократ был колоритнейшей личностью.
Современников поражало в нем все: его наружность, облик, образ
жизни, нравственный характер, парадоксальность мысли и речи,
глубина философского анализа. Для великого художника, каким
был Платон, избыток характерного и неповторимого в личности
Сократа был поистине бесценной находкой. Платон хорошо знал
своего учителя. Это знание, основанное на девятилетнем общении
(408-399), давало ему возможность, взяв Сократа как образец
философского наставника, обогатить колоритнейшими чертами
художественную ткань своих диалогов. Так Платон и поступил. Вот
почему одним из оснований, в силу которых сочинения Платона
принадлежат не только истории древнегреческой философии, но
также и истории древнегреческой художественной литературы и
даже истории Афин и всего древнегреческого общества, оказался
созданный Платоном поистине необыкновенный в своей пластич-
ности и выразительности образ Сократа.

Но именно поэтому так велики трудности, встречающие совре-
менного историка античной культуры в его попытке использовать
яркие сочинения Платона как опору и как материал для суждения
о том, чем была философия, и в частности диалектика, Сократа.
При чтении работ Ксенофонта этой попытке противоречит селек-
тивность и тенденциозность изображения. Напротив, при изучении
Платона возникает трудность, кроющаяся в избытке сообщаемых
Сократу черт и понятий, а также в экстраполяции на Сократа того,
что принадлежало в действительности только Платону. Беседы
Сократа, излагаемые Платоном, также не могут быть признаны
свободными от искажений и точными образцами сократовской
философии и особенно диалектики.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna