Предыдущая страница Следующая страница

означающим <неделимые формы>, или <атомы>. Не удивительно
поэтому, что специальное сочинение философа об атомах (до нас
не дошедшее) называлось <Об идеях>. По крайней мере, таково
сообщение Секста Эмпирика.

В учении об <атомах> (<идеях>) Демокрит -материалист. То,
что он называет <идеями>, есть телесные формы, или сущности. Это
бесконечные по числу атомы, частицы вещества, движущиеся в
бесконечном пустом пространстве.

Такую особенность Демокрита в применении термина <идеи>
необходимо заметить, так как впоследствии младший современник
Демокрита, афинский философ Платон, стал применять тот же
термин <идеи>, но уже в идеалистическом смысле. И у Платона

<идеи> -термин, означающий истинно сущее бытие. И у Платона
<идеи> -формы. Но у Платона его <идеи> (или <виды>, <формы>) -
формы бестелесные. Они пребывают в особом, <занебесном>, по
выражению Платона, месте. Они постигаются не чувствами, а умом,
отрешенным от всего чувственного. Одно и то же слово <идея> у
Демокрита имеет материалистический смысл, а у Платона -иде-
алистический.

Но если мы принимаем, что атомы - невидимые по своей
чрезвычайной малости сущности или формы, то возникает вопрос,
какими свойствами или качествами обладают эти формы? Те ли это
качества, которые наши чувства находят в физических телах окру-
жающего нас мира - цвет, теплота, запах, звучание - или, быть
может, качества атомов совсем иные?

Из высказываний самого Демокрита видно, что, согласно его
учению, чувственно воспринимаемые качества тел не существуют в
телах в действительности. Различия между телами по цвету, теплоте,
вкусу и т.д. не отвечают природе самих вещей. В атомах действи-
тельны не эти качества, а только различия между ними по форме,
по величине, по порядку и по положению в пространстве. Эти
качества, различные у различных атомов, и пустота, в которой
движутся обладающие этими качествами атомы,- это все то, что
по истине существует в действительности.

Высказывание самого Демокрита по этому вопросу - ясное,
но, к сожалению, слишком краткое -дошло в цитатах поздних
античных ученых Секста Эмпирика и Галена. Секст выписал из
Демокрита фразу, где Демокрит говорит: <Лишь в общем мнении
существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении
холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только
атомы и пустота> [71. VII, 135; 36. С. 224].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna