Предыдущая страница Следующая страница

На этих простых и ясных принципах атомисты построили всю
свою космологию (учение о мире), всю свою физику, всю свою
психологию и математику.

Космология атомистов и их космогония в сво-
и космогония    ^ различных частях соответствуют разным

уровням развития античной науки и потому в
отдельных своих учениях далеко не равноценны. В некоторых
космологических идеях атомисты надолго опередили свое время, в
других остались примерно на том уровне, которого достигла милет-
ская школа в лице своего последнего представителя - Анаксимена.

Новыми достижениями атомистов были их учения: 1) о беско-
нечности вселенной и 2) о бесчисленности миров, одновременно
существующих в бесконечном мировом пространстве.

Учение Левкиппа и Демокрита о бесконечности вселенной
прямо вытекает из их представления о бесконечности пустого
пространства и из представления о бесконечном числе атомов,
движущихся в пустоте. Оба положения хорошо засвидетельствованы
в античной литературе об атомистах. Мы знаем, например, от
Ипполита, не только тезис Демокрита, согласно которому миры
бесчисленны и различны по величине, но даже такие детали, как
учение Демокрита о том, что расстояния между отдельными мирами
неравны: между некоторыми - большие, между другими - мень-
шие. Поразительна по близости к современным научным данным
догадка Демокрита, согласно которой различные миры, одновре-
менно существующие во вселенной, находятся в различных стадиях
своей <жизни>: одни еще растут, другие находятся уже в расцвете,
третьи разрушаются.

Воззрения эти резко расходились с господствовавшими в V в.
до н. э. представлениями. Мысль о бесконечности вселенной и об
одновременном существовании в ней бесчисленного множества
миров с трудом прокладывала себе пути в сознание. Против атоми-
стов в этом вопросе резко и высокомерно выступил идеалист

Платон. Играя греческим словом <апейрос>, означающим как <бес-
предельный>, так и <несведущий>, Платон утверждал [см. 42. Ч. VI.
С. 432-433], будто понятие беспредельного числа миров <есть
мнение подлинно безграничного невежества>. А Цицерон впослед-
ствии отмечал, что теория бесчисленного множества миров принад-

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna