Предыдущая страница Следующая страница

Атомистическая теория математики не только избавляла науку
от затруднений, вскрытых критикой Зенона. Теория эта была
применена Демокритом и его последователями для решения ряда
проблем и задач самой математики. Взгляд на конус как на тело,
состоящее из весьма большого числа тончайших, чувственно не
воспринимаемых плоскостей - из параллельных основанию кону^
са кружков, был применен Демокритом для обоснования теоремы
об объеме конуса. Демокрит выдвинул положение, что объем конуса
равен трети объема цилиндра с тем же, что и у конуса, основанием
и с равной высотой. Основываясь на том же взгляде, Демокрит
высказал положение и об объеме пирамиды: объем этот есть треть
объема призмы с тем же, что и у пирамиды, основанием и с той же
высотой.

С стереометрии основным атомарным телом Демокрит считал
пирамиду. Все тела, по Демокриту, могут быть разложены на
пирамиды. По разъяснению советского историка античной науки
проф. С. Я. Лурье, шар также рассматривался у Демокрита <как
сумма чрезвычайно большого числа <иглообразных> пирамид с
недоступными чувствам чрезвычайно малыми основаниями, сово-
купность которых образует поверхность шара, и с вершинами в его
центре...> [34. С. 78]. Иными словами, шар получает у Демокрита
вид многогранника с недоступно для чувств большим числом
граней.

Одной из важнейших особенностей атомистической теории
математики было отрицание реальности иррациональных отноше-
ний. С тех пор как пифагорейцами была открыта несоизмеримость
между стороной квадрата и его диагональю, проблема иррациональ-
ности не переставала занимать греческую математическую мысль.
Пифагорейцев она не только занимала, но и тревожила в буквальном
смысле этого слова. Ведь пифагорейцы утверждали, будто вещи -
числа и будто все сущее может быть выражено числом. Поэтому
открытие иррациональности означало для них настоящий кризис
математики, казалось, подрывающий самые основы их философ-
ского учения. Именно поэтому открытие это на первых порах
сохранялось в глубокой тайне от непосвященных.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna