Предыдущая страница Следующая страница

Склонить к принятию этого взгляда было трудно: доверие к
чувственной интуиции было слишком сильно. Поэтому в своем
значительном большинстве последующие математики и философы
различных школ, в особенности аристотелевской, отвергли теорию
Демокрита. Они провозгласили ее разрушающей основы математи-
ки. Уже Евклид, вопреки Демокриту, доказывал в первой теореме
Х книги своих <Начал>, что в процессе последовательных делений
всегда можно найти величину, меньшую любой заданной величины.

Философскую основу для своего утверждения бесконечной дели-
мости любой величины Евклид мог почерпнуть у Аристотеля.

Подавленная в последемокритовское время критикой со сторо-
ны математиков и Аристотеля, атомистическая теория математики
возродилась впоследствии в материалистической школе Эпикура.
В связи с атомистикой Левкиппа и Демокрита
находилось их учение о познании. Атомисти-
ческая теория поставила перед учением о познании некоторые
новые трудные вопросы и дала ключ к решению этих вопросов.

Как мы видели (см. выше гл. II), одним из результатов учения
о знании, развитого элейцами, был скептицизм в отношении чув-
ственного знания и резкий разрыв между данными чувственных
восприятий и результатами мышления. Поскольку достоверное
знание об истинно сущем возможно, знание это, по учению элейцев,
может быть только постижением ума. Напротив, чувственные вос-
приятия дают лишь недостоверное, шаткое мнение.

В этом элейском принижении роли чувственного источника
познания находил впоследствии опору скептицизм, развивавшийся
в некоторых школах древнегреческой философии, например в
школе софистов.

Напротив, атомисты в этом вопросе выступили против элейцев.
Не менее четко, чем элейцы, они сохраняют различение знания
чувственного и интеллектуального. Так же, как элейцы, атомисты
утверждают, что чувствам недоступно непосредственное постижение
истинно сущих элементов бытия, т. е. атомов. К убеждению в
существовании атомов и к определению присущих им свойств
приводит ум. Но при этом элейцы полагали, что познание, дости-
гаемое умом, совершенно противоположно чувственным восприя-
тиям. Напротив, атомисты видят в познании посредством ума не
противоположность чувственным восприятиям, а их продолжение и
углубление, уточнение. Достоверность интеллектуального познания
имеет источник в том же чувственном восприятии.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna