Предыдущая страница Следующая страница

софистами других греческих полисов - Протагором из Абдер, Гор-
гием из Леонтин, Продиком из Кеоса и др.

Совершенно иное значение имеют свидетельства о Сократе,
оставленные Платоном. Не только действующие лица диалогов
Платона рассказывают о Сократе: Сократ сам стоит в центре ряда
диалогов, спорит, поучает, опровергает, представляет образцы своей
диалектики.

Здесь естественно и неизбежно возникает вопрос: что отразилось
в этом - платоновском - образе Сократа от Сократа действитель-
ного, исторического? В какой мере философия, им возвещаемая,
была на деле философией знаменитого афинского учителя?

Уже давно было замечено, что в различных диалогах Платона
характеристика философии Сократа не остается неизменной на
протяжении всей литературной работы Платона. Работа эта про-
должалась целых полвека. За это долгое время изменился сам
Платон, изменился и философский облик Сократа, выступающего
в его диалогах, изменилось приписываемое Платоном Сократу
понимание философии и ее задач.

Цель Сократа по поздним сочинениям Платона - воспитать в
своих учениках философов. Но в это время сама философия отож-
дествлялась у Платона с диалектикой. Поэтому задача философско-
го учительства позднего Платона состояла в том, чтобы развить в
своих учениках прежде всего владение искусством диалектики,
которая одна, согласно убеждению Платона, могла привести их к
постижению <идей>.

Если бы Сократ, которого изображал Платон в диалогах зрелого
периода, был историческим Сократом или его двойником, то
невозможно было бы понять и объяснить, что нового внес сам
Платон в историю греческой и мировой философии.

Но к историческому Сократу нас ведут не шедевры зрелого
периода Платона, а его ранние диалоги, непосредственно примы-
кающие к <Апологии> и <Критону>. Таковы, например, <Лахес>,

<Хармид>, <Лизис>. Именно по этим сочинениям Платона мы
можем, вглядываясь в изображенного в них Сократа, составить
некоторое представление о том, чем была его философия и диалек-
тика. Сократ <Апологии> -что понятно, впрочем, уже из практи-
ческой цели этого сочинения - предстает пред нами не как мастер
и учитель науки и научного мышления. Его <диалектика> - арена,
на которой проясняются в ходе наставления этические и только
этические представления. Превращение общих определений Сокра-
та в логические и диалектические предпосылки всей науки, всего
знания - дело не Сократа, а Платона.
И все же подход к разработке такой общей

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna