Предыдущая страница Следующая страница

Аналогичным образом должна была решаться Демокритом и
проблема касания прямой линии к окружности. В области чувст-
венно воспринимаемых вещей для ненаучного сознания прямая
кажется касающейся круга не в одной-единственной точке, а в
целом ряде точек, сливающихся в отрезок линии. В области пости-
гаемого умом воззрение геометров современной Демокриту школы
предполагает, что прямая и окружность - сплошные линии и что
прямая касается окружности только в одной-единственной точке,
которая одновременно лежит как на прямой, так и на окружности.
По воззрению Демокрита, в области постигаемого умом касание в
собственном смысле слова невозможно даже в одной-единственной
точке. И прямая и окружность, по Демокриту,- не сплошные линии,
а состоят из точек-атомов, отделенных один от другого как бы
атомами пустоты; непосредственное соприкосновение атома с ато-
мом немыслимо, ибо любые атомы отделяются друг от друга пус-
тотой. Тем не менее Демокрит сохраняет самый термин <касание>,
вкладывая в него собственный смысл, соответствующий атомисти-
ческому пониманию.

Вопрос об отношении мышления к чувственному восприятию
таил в себе большую трудность, непреодолимую не только для
Демокрита, но и для всего созерцательного (недиалектического)
материализма. И действительно: пока мы не выходим из круга
созерцательных и потому пассивных восприятий, мы не имеем
возможности решить, какие из чувственно воспринятых нами
свойств вещей относятся к их объективной сущности. Не зная
критерия материальной практики, атомистический материализм не

мог удовлетворительно объяснить, что в показаниях наших чувств

не соответствует истинной, <более тонкой> природе вещей, пости-
гаемой деятельностью ума. С одной стороны, и ощущения возве-
щают истину. С другой стороны, возвещение это неполное и
несовершенное. С одной стороны, явления истинны. С другой
стороны, истина глубоко запрятана, недоступна непосредственным
чувственным восприятиям.

В итоге - ряд положений Демокрита (в дошедших до нас
фрагментах), которые, на первый взгляд, кажутся признанием
ограниченности нашего знания, его неспособности достигнуть ис-
тинной природы вещей: <...мы ничего ни о чем не знаем, но для
каждого из нас в отдельности его мнение есть результат притекаю-
щих к нему образов> . И еще выразительнее: <Много раз мною было
показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности
каждая вещь есть и какие свойства в действительности ей не
присущи>^.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna