Предыдущая страница Следующая страница

Рассмотрение этого нового вопроса показывает, что в своем
объяснении явлений чувственного восприятия атомисты несомнен-

но стояли на материалистической точке зрения. Они не только
видели в чувствах первую ступень в добывании объективного знания
реальности, но и пытались развить материалистическую теорию
самого чувственного восприятия. Об этом мы имеем авторитетное
свидетельство Теофраста. Больше того. Характеризуя учение Де-
мокрита о телесной основе чувственных восприятий, Теофраст
обращает внимание на глубокое различие и даже на противополож-
ность между материалистической теорией Демокрита и теорией
восприятия идеалиста Платона.

Демокрит объясняет восприятие и другие виды деятельности
души на основе материалистического атомизма. Он стремится
определить материальный базис чувственного восприятия. Объяс-
нения Демокрита наивны, иногда грубы, но имеют большое прин-
ципиальное значение как попытка провести также и в психологии
материалистическую точку зрения. По Демокриту, душа - собра-
ние, временное соединение атомов. Но так как душа приводит тело
в движение и так как самая подвижная из всех форм - шарообраз-
ная, то душа состоит из шарообразных атомов. Это атомы огня,
подвижнейшего из всех элементов. Согласно свидетельству Аристо-
теля, Демокрит наиболее отчетливо развил взгляд тех греческих
ученых, которые полагали, что душа - огонь.

Демокрит первый пытался раскрыть механизм каждого отдель-
ного вида ощущений. Особенно интересна предложенная им теория
зрительных ощущений. Оригинальность ее отмечает Теофраст. Ви-
дение, по мнению Демокрита, возникает из отражения, однако это
отражение не зеркальное. Оно не прямо возникает в зрачке, а воздух,
находящийся между глазом и рассматриваемым предметом, <полу-
чает отпечаток, сдавливаясь видимым и видящим> [75. С. 50; 51. С.
513; 36. С. 282]. Затем воздух, став плотным и приняв другой цвет,
отражается во влажной части глаз.

Материалистическим у Демокрита было понимание не только
ощущений, но также и мышления. По сообщению того же Теофраста,
Демокрит ставил мышление в зависимость от смеси, образующей
тело. И это, по Теофрасту, вполне последовательно: так как Демок-
рит превращает душу в тело, то ему приходится именно таким
образом объяснять мышление - как процесс, соответствующий
гармоничному смешению веществ, из которых состоит душа.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna