Предыдущая страница Следующая страница

В учении Демокрита мысль о материальной причине изменений,
приводящих к развитию общества, сочетается с мыслью о роли
сознания - осознания пользы - в жизни общества.

Материализм - только последний фон объяснения. На первый
план выдвинута роль сознания. Никакого понятия о способе мате-
риального производства, о зависимости сознания людей от этого
способа производства и от происходящих в нем изменений Демок-
рит, конечно, еще не имеет.

Такое же сочетание мысли о природной - материальной -
нужде и о человеческом установлении, обусловленном сознанием
пользы, мы находим в учении Демокрита о языке и об его возник-
новении.

К исходу V в. до н.э. перед греческой наукой возник важный
вопрос: в каком отношении слова языка стоят к предметам, обоз-
начаемым этими словами? Иначе говоря, на чем основана связь
между словом и предметом: на сходстве слова с природой обознача-
емого им предмета или на простом соглашении, т. е. условии,
принятом между людьми и гласящем, что такой-то предмет будет
впредь обозначаться таким-то словом - без отношения слова к
природе самого предмета? Согласно первой из этих точек зрения,
связь слова с предметом существует по природе, согласно второй -
не по природе, а по установлению.

Демокрит сочетает в своем учении о языке обе эти точки зрения,
но таким образом, что верх у него явно берет вторая из них. С одной
стороны, возникновение языка он выводит из той же материальной
нужды, которая, согласно его учению, составляет основу всех
изменений в жизни общества. Развивая эту мысль, Демокрит,
по-видимому, полагал, будто слово есть изображение самого пред-
мета. В этом же смысле он говорил, например, что <имена богов -
звучащие изображения их> 150. II. Fr. 148. S. 87].

Однако, с другой стороны, вникая глубже в вопрос об отноше-
нии слова - имени - к предмету, Демокрит приходил к выводу,

что само отношение слова к предмету обусловлено уже не природой
самого предмета, а только согласием, принятым между членами
данного общества, говорящего на данном языке. О таком решении
вопроса Демокритом ясно свидетельствует в комментарии к <Кра-
тилу> Платона поздний неоплатоник Прокл. Таким образом, язык,
по Демокриту,-не просто <природное> явление, а своеобразное
его продолжение.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna