Предыдущая страница Следующая страница

Видное место в составе учения Демокрита
Этика и политика                  тт                  ^

занимает этика. Демокриту удалось в блестя-
щей литературной форме выразить свои этические взгляды, общие
со взглядами передовой части греческой рабовладельческой демок-
ратии конца V в. до н.э.

Этическое учение Демокрита определяется основными чертами
его политического учения. Аксиома и основа этики Демокрита -
мысль, что свободный грек - не изолированная от общества еди-
ница, а гражданин города-государства (полиса). Хорошо управляе-
мое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и,
когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно - с ним вместе и

все гибнет. Поэтому интересы государства должно ставить выше

всего остального; должно заботиться, чтобы оно хорошо управля-
лось. Положение это верно для всякого государства, и врага госу-
дарства следует убивать во всяком государственном строе.

Наряду с указанным, необходимым для всякого государства
условием его существования Демокрит формулирует и такие нормы
политического поведения, которые необходимы для граждан уже
не любого государства, а наилучшего. Таким наилучшим государством
Демокрит считал демократию.

По Демокриту, преимущества демократического строя настоль-
ко велики, что в демократическом полисе даже бедность лучше, чем
богатство в монархии. Однако неоспоримые преимущества демок-
ратии не дают - Демокрит ясно видит это - абсолютной гарантии
того, что избранными всегда и во всех случаях окажутся только
лучшие из граждан. Демокрит видел, что в современных ему полисах
при частой смене выборных лиц бывшие правители, ушедшие с
занимаемой ими должности, нередко терпели преследования со
стороны лиц, которые во время их правления были привлечены к
ответственности за совершенные ими преступления. Демокрит хо-
тел создать в демократическом государстве условия, которые обес-
печили бы твердость и безопасность демократических правителей
в соблюдении и в защите демократической законности. Поэтому
наряду с требованием гарантий безопасности для выборных прави-
телей, честных в исправлении государственных обязанностей, Де-
мокрит подчеркивает, что выборные лица, хорошо выполнявшие
свои функции, не должны ожидать за это похвал -так же, как
странно было бы хвалить тех, кто возвращает вверенные им на
хранение деньги: ведь начальствующее лицо избирается не для того,
чтобы дурно вести дело, а для того, чтобы хорошо вести его [см. 50.
II. Fr. 265. S. 114; 36. С. 319].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna