Предыдущая страница Главная страница

Однако быть мерилом полезности (и соответственно вредности)
чувство удовольствия может только при условии, если оно подчи-
нено мере. <Прекрасна надлежащая мера во всем> [50. II. Fr. 102. S.
81; 36. С. 312].

В общеэллинское понятие <меры> Демокрит вводит новый
смысл. Не только в субъективной области чувствований, но и в
области общественного поведения человека он призывает руково-
диться мерой. Под мерой он понимает здесь соответствующие силам

и способностям способы поведения, которые отпущены человеку
самой его природой.

Просветленное мерой удовольствие, составляющее цель дейст-
вий, не есть уже непосредственное чувственное наслаждение. По
разъяснению Диогена Лаерция, <эвтюмия>, или <хорошее располо-
жение духа>, не тождественно удовольствию, как некоторые истол-
ковали мысль Демокрита, а есть такое состояние, при котором душа
живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом,
ни боязнью демонов. <Эвтюмия> может быть достигнута только при
условии, если человек делает свои удовольствия не зависящими от
вещей преходящих.

В этике Демокрита силы, движущие нравственным поведением
человека, сближаются с силами ума, интеллектуализируются. Имен-
но в действиях ума Демокрит видит причину как правильных
поступков, ведущих человека к счастью, так и ошибочных, влекущих
за собой несчастье. Все дурное, ошибочное в действиях человека
Демокрит склонен объяснять недостатком знания: <Причина ошиб-
ки,-говорит он,-незнание лучшего> [50. II. Fr. 83. S. 78; 36.
С. 309].

Мудрость Демокрит называл Афиной Тритогенеей, понимая под
этим, что мудрость приносит три плода: не только дар хорошо
мыслить и дар хорошо говорить, но вместе с тем и дар хорошо
поступать.

Этика Демокрита просветлена разумом и оптимистична. Если
источник ошибочного действия в отсутствии или недостатке знания,
то это значит, что в жизни людей нет никаких недостатков и зол,
которые не могли бы быть устранены и побеждены. Все дело в
приобретении необходимых знаний. Человеку принадлежит - в
возможности - весь мир, и нет никаких границ для его совершен-
ствования. Мудрый человек, даже когда видит существующее зло,
не признает его безусловным и непобедимым: из самого зла мудрый
умеет извлекать добро, если владеет необходимым для этого знани-
ем. И наоборот, человек, лишенный мудрости и несведущий,
способен само добро обратить во зло. У людей зло вырастает из
добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользо-
ваться добром. Глубокая вода, например, полезна во многих отно-
шениях, но с другой стороны, она вредна, так как есть опасность
утонуть в ней. Вместе с тем существует средство избежать этой
опасности -обучение плаванию [см. 50. II. Fr. 173. S. 95; 36.
С. 309].
Интеллектуалистическая этика Демокрита созерцательна, кло-
нится к идеалу созерцательного блаженства и самоудовлетворения.
По Демокриту, наибольшего уважения заслуживает невозмутимая
мудрость. Невозмутимость для Демокрита -синоним <эвтюмии>,

<хорошего расположения духа>, в котором он видел цель жизни.
Согласно свидетельству Стобея [см. 50. II. Fr. 173. S. 54; 36. С. 310],

Демокрит называл счастье <хорошим расположением духа, благо-
состоянием, гармонией, симметрией и невозмутимостью>.

Идеал созерцательного познания достигается философом, ко-
торый понимает недостатки современной ему демократии, видит
дистанцию, отделяющую ее от возможного совершенства, предла-
гает свои поправки к ней, но при этом твердо стоит на ее почве,
признает в ней лучшую форму политического строя. Он не отбра-
сывает с порога современное ему искусство управления государст-
вом, а рекомендует изучать это искусство <как наивысшее из всех
искусств> [64. 32. P. 1126а; 36. С. 318], особенно в его наилучших
образцах, представленных Мелиссом и Парменидом.

Однако, хотя для Демокрита знание - средство устранения
того, что препятствует достижению <хорошего расположения духа>
(<эвтюмии>), оно еще не есть рычаг преобразования мира. Мате-
риализм Демокрита остается материализмом созерцательным.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna