Предыдущая страница Следующая страница

После дальнейших препирательств выясняется, что вопрос по-
ставлен не о вещах прекрасных в относительном смысле, а о том
безусловно прекрасном, которое одно только и сообщает отдельным
вещам качество или свойство красоты. <Я спрашиваю тебя,-
поясняет Сократ Гиппию,-о самом прекрасном, которое делает
прекрасным все, к чему только прикоснется: и камень, и дерево, и
человека, и божество, и всякое дело, и всякое знание> [Гиппий
Больший. 291 D]. Речь идет о таком прекрасном, которое <никогда,
нигде и никому не могло бы показаться безобразным [там же], о
том, <что бывает прекрасно для всех и всегда> [там же. 291 Е].

Прекрасное, выясняется из дальнейшего развития диалога, не
может быть ни полезным, ни подходящим. Полезным оно не может
быть, так как полезное всегда полезно лишь в каком-либо отноше-
нии, и не может быть безотносительным. Но прекрасное не может
быть и подходящим. Подходящее есть, по Платону, то, что застав-
ляет вещь лишь казаться прекрасной. Но прекрасное, которого
ищет Платон, не есть всего лишь кажущееся: Платон ищет того,
что на самом деле есть прекрасное. Если подходящее заставляет
что-либо казаться прекраснее, чем это есть на самом деле, то оно
будет по отношению к прекрасному каким-то обманом. <Мы же
ищем,-поясняет Платон,-того, чем все прекрасные вещи в
самом деле прекрасны, как, например, то, чем все великое бывает
велико> [Гиппий Больший. 294 В]. Понятое в этом смысле прекрас-
ное есть <вид> (<эйдос>), или <идея>. И то же относится к другим
классам предметов и их свойств. По Платону, каждому классу

одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей,
постигаемых умом, некая вечная, не возникающая и не погибаю-
щая, безотносительная причина того, что делает вещь именно
вещью этого и никакого другого класса.

Но Платон не только ставит задачу определения прекрасного
как того, что заставляет вещи быть безотносительно прекрасными,
безотносительно великими, безотносительно добрыми и т. д. Он
утверждает, что эта задача хотя и трудна, но все же разрешима. Она
разрешима прежде всего потому, что предмет исследования -

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna