Предыдущая страница Следующая страница

<идея>, <вид> - существует объективно, в самой реальности. <Я
начинаю с положения,- заявляет Платон в диалоге <Федон>,-что
есть нечто само в себе прекрасное, доброе, великое и иное прочее>
[Федон. 100 В].

Наиболее полная характеристика <вида>, или <идеи>, была
развита Платоном при исследовании все той же сущности прекрас-
ного в <Федоне>, <Пире>, <Филебе>.

По Платону, кто последовательно поднимает-
^"*      ся по ступеням созерцания прекрасного, тот
<увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе> [Пир.
210 Е]. <Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно,
что оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни
убывает; далее, оно не так, что прекрасно здесь, безобразно там; ни
что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что что оно прекрасно
в одном отношении, безобразно в другом; ни что для одних оно
прекрасно, для других безобразно> [там же. 211 А]. Прекрасное не
предстанет <перед созерцающим его <идею> в виде какого-либо
облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо
речи или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо
другом, например, в каком-либо живом существе, или на земле,
или на небе, или каком-либо ином предмете> [там же. 211 А-В].

Уже этой характеристики достаточно, чтобы установить ряд
важных признаков платоновского определения прекрасного и вме-
сте с тем признаков каждого <вида (eT8oq)>, каждой <идеи>. Эти
признаки - объективность, безотносительность, независимость от
всех чувственных определений, от всех условий и ограничений
пространства, времени и т. д. Платоновское прекрасное есть <вид>
(<эйдос>), или <идея>, в специфически платоновском смысле этого
понятия, т. е. истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое
одним только разумом; иными словами, прекрасное - сверхчувст-
венная причина и образец всех вещей, называемых прекрасными в
чувственном мире, безусловный источник их реальности в той мере,
в какой она для них возможна.

В этом значении <идея> резко противопоставляется у Платона
всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире восприни-
маемых нами вещей. Чувственные вещи необходимо изменчивы и
преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождествен-
ного. Эта непрерывная текучесть, изменчивость чувственных вещей

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna