Предыдущая страница Следующая страница

Но взгляд этот, по Платону, ошибочен. Вследствие этого взгля-
да, говорит Платон, даже и после пробуждения <мы не можем
определенно выражать правду, отличая все эти и сродные им
представления от негрезящей, действительно существующей при-
роды> [там же. 52 С].

Таким образом, только в несобственном и притом чрезвычайно
неточном смысле к <идеям> Платона могут быть прилагаемы опре-
деления пространства, времени и числа. В строгом смысле слова,

<идеи>, как их понимает Платон, совершенно запредельны, невы-
разимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких понятиях
и категориях числа, пространства и времени.

Учение это - идеализм, так как реально существует, согласно
Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая,
бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время
это учение - объективный идеализм, так как, по Платону, <идея>
существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочис-
ленных одноименных чувственных предметов, существует как общее
для всех этих предметов.

Объективная и вместе нечувственная природа <идеи> характе-
ризуется Платоном в позднем диалоге <Филеб>. <Под красотой
форм,- разъясняет в этом диалоге Сократ,-я пытаюсь понимать
не то, что хочет понимать под ней большинство, то есть красоту
живых существ, или картин; нет, я имею в виду прямое и круглое,
в том числе, значит, поверхности, изготовляемые при помощи
токарного резца, а также фигуры, строящиеся с помощью отвесов
и угломеров,- постарайся хорошенько понять меня. В самом деле
я называю это прекрасным не тем, что прекрасно по отношению к
чему-либо, как это можно сказать о других вещах, но тем, что вечно
прекрасно само по себе, по своей природе, и возбуждает некоторые
особенные, свойственные только ему наслаждения, не имеющие
ничего общего с удовольствием от щекотания> [Филеб. 51 С]. Так,
нежные и ясные звуки голоса, поющего какую-нибудь чистую
мелодию, <прекрасные не по отношению к чему-либо другому, но
сами по себе...> [там же. 51 D].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna