Предыдущая страница Следующая страница

А несколько ниже, рассмотрев вопрос о видах наслаждения и
об отношении наслаждения к благу, Платон объявляет нелепым
мнение тех, кто думает, <будто блага и красоты нет ни в телах, ни
во многом другом и будто оно заключено только в душе> [Филеб.
55В].

В этом своем объективном существовании прекрасное есть одна
из высших <идей>. Но наивысшая, по Платону, <идея> есть <идея>
блага [Госуд. VI, 508 Е и ел.]. Благо доставляет познаваемым
предметам <не только способность быть познаваемыми, но и спо-
собность существовать и получать от него сущность> [там же. VI,
509 В]. <Благо-читаем в одном месте <Государства>,-не есть
сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов
сущности> [там же]. Оно - <непредполагаемое> [там же. VI, 511 В]

<начало всяческих [благ]> [там же].

Учение Платона об <идее> блага как о высшей <идее> чрезвы-
чайно существенно для всей системы его мировоззрения. Учение
это сообщает философии Платона характер не просто объективного
идеализма, но также идеализма телеологического. Телеология - уче-
ние о целесообразности. Так как, по Платону, над всем главенствует
<идея> блага, то, другими словами, это значит, что порядок, гос-
подствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направля-

ется к благой цели. Всякое временное и относительное существо-
вание имеет целью некое объективное бытие; будучи целью, оно
есть вместе с тем благо [см. Филеб. 53 Е-54 D]. Это бытие и есть
сущность всех вещей, подверженных генезису (см. Политик. 283 D],
их образец [см. Теэтет. 176 Е]. Все вещи стремятся достигнуть блага,
хотя - как чувственные вещи - не способны его достигнуть (см.
Федон. 74 D-Е]. Так, для живых существ верховная цель, перво-
начальный и необходимый предмет их стремлений - счастье. Но
счастье, как разъясняет в ряде диалогов Платон, состоит именно в
обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу и все
делает ради блага.

Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе.
О нем совершенно необходимо утверждать, <что все познающее
охотится за ним, стремится к нему, желая схватить его и завладеть
им и не заботиться ни о чем, кроме того, что может быть достигнуто
вместе с благом> [Филеб. 20 D].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna