Предыдущая страница Следующая страница

ное безусловно и безотносительно, чувственные вещи всегда стоят
под теми или иными условиями.

Глубокое отличие <идей> от одноименных им
и чувстве^й мир ^ обнимаемых ими чувственных вещей не есть,

однако, полный дуализм обоих миров. По
Платону, мир чувственных вещей не отсечен от мира <идей>; он все
же стоит в каком-то отношении к миру <идей>. Вещи <причастны>,
по выражению Платона, <идеям>. Миру истинно-сущего бытия, или
миру <идей>, у Платона противостоит не мир все же <причастных>

<идеям> чувственных вещей, а мир небытия, что, по Платону, то
же, что <материя>. Под <материей> Платон понимает, как сказано,
беспредельное начало и условие пространственного обособления,
пространственной раздельности множественных вещей, существу-
ющих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует
материю как всеобщую <кормилицу> и <восприемницу> всякого
рождения и возникновения.

Однако <идеи> и <материя>, иначе - области <бытия> и <небы-
тия>, противостоят у Платона не в качестве начал равноправных и
равносильных. Это не две <субстанции> -духовная и <протяженная>
(материальная), как они изображались в XVII в. в философии
Декарта. Миру, или области, <идей>, по Платону, принадлежит-
неоспоримое и безусловное первенство. Бытие первее, чем небытие.
Так как <идеи> - истинно-сущее бытие, а <материя> - небытие,
то, по Платону, не будь <идей>, не могло бы быть и <материи>.
Правда, небытие существует необходимо. Более того. Необходи-
мость его существования ничуть не меньше необходимости суще-
ствования самого бытия. Однако в связи категорий сущего
<небытию> необходимо предшествует <бытие>. Чтобы <материя>
могла существовать в качестве <небытия> как принцип обособления
отдельных вещей в пространстве, необходимо существование не-
пространственных <идей> с их сверхчувственной, только умом
постигаемой целостностью, неделимостью и единством.

Чувственный мир, каким его представляет Платон, не есть ни
область <идей>, ни область <материи>. Чувственный мир есть нечто

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna