Предыдущая страница Следующая страница

Таким образом, получается вывод, что чувственному, как теку-
чему, должно предшествовать нечто, уже не текучее и не чувствен-
ное, а потому и знание не может быть тождественно чувственному
восприятию.

Но знание не может быть и <правильным мнением>. Опровер-
жению этого утверждения посвящены в диалоге страницы 187 А -
201 С.

Утверждение это предполагает, будто возможно не только <пра-
вильное> (истинное) мнение, но также и мнение ложное. Но Платон
доказывает, что тот, кто имеет ложное мнение, не может пребывать
безусловно во лжи: для него по крайней мере нечто истинно (если
он знает, что его мнение ложно) или даже все истинно (если он не
знает, что мнит ложно). С другой стороны, из предмета ложного
мнения также нельзя вывести никакой лжи.

Наконец, ложное мнение нельзя представить и как такое мнение
о существующем, которое мыслит его как другое существующее.
Для такого мышления необходима различающая и сравнивающая
деятельность рассудка, а так как сравниваемые предметы различе-
ны, то и при этом условии ложь не может возникнуть.

Итак, ложное мнение невозможно. Но тем самым мы лишаемся
возможности говорить о соотносительном с ним истинном мнении,
и, стало быть, получается, что знание нельзя определять как <пра-
вильное мнение (Sc^^S^ 8о^(х)>.

Но лжи вообще не может быть ни в каких ощущениях и ни в
каких чувственных образах. Предвосхищая мысль, которую позднее
разовьет в своих логических работах Аристотель, Платон доказыва-
ет, будто ложь впервые может явиться, только когда возникает
вопрос о том, как следует соединять то, что мы ощущаем и
представляем, с тем, что мы знаем. Вообще никакое определение
лжи невозможно, если ему не предшествует определение самого
знания [см. Теэтет. 199 С - 200 D].

Итак, ложное мнение невозможно. Но знание нельзя определить
и просто как истинное мнение независимо от соотносительности
мнения истинного с мнением ложным. Платон обосновывает этот
тезис, сравнивая сообщение истины с внушением убеждения. Вну-
шение убеждения равносильно внушению мнения. Такова обычная
цель речей оратора или судьи. Если при этом судья выскажет правду,
то внушаемое им мнение, конечно, будет и истинным. Но это и
значит, что знание и правильное мнение - не одно и то же.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna