Предыдущая страница Следующая страница

Особенность <Пира>, делающая этот диалог новой после <Теэ-
тета> и <Менона> ступенью в развитии вопроса о знании, как это
прекрасно показал проф. А.Ф. Лосев, в том, что единство знания и
чувственности дано в <Пире> не как <застывшее> и <фиксирован-
ное>, а как единство в становлении', бессмертное и смертное, вечное
и временное, идеальное богатство и реальная скудость, знание и
чувственность, красота и безобразие - соединились здесь в одну
цельную жизнь, в одно совокупное порождение, в один самостоя-
тельный результат, в одно становящееся тождество (см. 27]. При
этом, как подчеркнул А.Ф. Лосев, становление, о котором говорит
<Пир>, происходит главным образом в сфере знания [27. С. 400]:
Эрос <Пира> - <Эрос> познавательного и созерцательного восхож-
дения; поучение Диотимы -поучение о том, какой путь познания
необходим для того, чтобы достичь интуиции прекрасного, а сама
эта интуиция в значительной мере характеризуется как интуиция
ума, интеллектуальная. Воспитание чувств, которым сопровожда-
ется познавательное восхождение, образует, если так можно выра-
зиться, лишь сопутствующий <обертон>. Становление, изображен-
ное в <Пире>,-становление знания.

Сказанным анализ знания у Платона не ограничивается. Связь
и единство знания и чувственности, данные в <Меноне> и в <Пире>,
Платон представляет с еще более высокой точки зрения - с точки
зрения диалектики.

Диалектические исследования Платона от-
Лиялрктикя сиянии
нюдь не совпадают с тем, что он сам назвал

<диалектикой>,- с уже рассмотренным сведением видов к родам и
с делением родов на виды. Это лишь формально-логический аспект
диалектики Платона. Но у Платона имеется гораздо более широкое
и существенное понятие о диалектике, связанное с его учением о
знании, о бытии и об отношении между бытием и знанием.

Понятие это раскрывается в ряде диалогов; введением в это
понимание может служить конец шестой книги Платонова <Госу-
дарства>. Здесь излагается учение Платона об идее <блага>, но речь
идет не только о <благе>. Мы уже коснулись выше этого учения,
когда характеризовали объективный идеализм Платона как теле-
ологический. Пришло время охарактеризовать его и как учение об

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna