Предыдущая страница Следующая страница

Род познаваемого, постигаемый только мыслью, Платон назы-
вает <мыслимым>. В <мыслимом> имеются две <части>. Для оты-
скания первой из них душа вынуждена основываться на
предположениях и не доходит до начала, так как не может подняться
выше предположений, но пользуется самими образами или подо-
биями, запечатлевающимися на земных предметах [см. Госуд. VI,
511 А]. И есть вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения

<идей>. В этом случае душа идет не к <концу>, а, напротив, к
<началу>: она сводит все <гипотезы> (<предположения>) к идее
<блага>, как к тому, что пребывает выше всякого знания и выше
всех предположений. <Узнай же теперь,-говорит Платон,-и
другую часть мыслимого... ее касается ум силою диалектики, делая

предположения,-не начала, а в существенном смысле предполо-
жения, как бы ступени и усилия, пока не дойдет до непредположи-
тельного, до начала всего. Коснувшись же его и держась того, что
с ним соприкасается, он, таким образом, опять нисходит к концу
и уже не трогает ничего чувственного, но имеет дело с идеями через
идеи, для идей и оканчивает на идеях> [Госуд. VI, 511].

Это понимание <блага> выводит мысль за пределы одного лишь
познания в область диалектики. Платоновское <благо> -и знание,
и бытие. По отношению к знанию и к бытию <благо> мыслится как
совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманен-
тно по отношению к бытию и знанию, так как оно - их источник
и основная их сила. В то же время оно запредельно по отношению
к бытию и знанию.

Виды знания

Так решается вопрос об отношении знания и
бытия к <благу>. Но в <Государстве> Платон
развивает и детальную классификацию видов знания. Основное
деление этой классификации - разделение на знание интеллекту-
альное и на чувственное. Каждая из этих сфер знания в свою очередь
делится на два вида. Интеллектуальное знание делится на <мышле-
ние (vo-nCTlq)> и <рассудок (5i(xvoict)>.

Под <мышлением> Платон понимает деятельность одного лишь
ума, свободную от примеси чувственности, непосредственно созер-
цающую интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую
Аристотель назовет впоследствии <мышлением о мышлении>. На-
ходясь в этой сфере, познающий пользуется умом ради него же.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna