Предыдущая страница Следующая страница

4. ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА

Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей -
совершеннейшее, по Платону, знание - Платон называет <диалек-
тикой>.

Для Платона диалектика - это не только логика, хотя в ней
есть и логический аспект; это не только учение о познании, хотя в
ней есть и гносеологический аспект; это не только учение о методе,
хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона - прежде
всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях.
Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика,
имеет явно выраженный онтологический характер. <Идеи> Пла-
тона - не только понятия (хотя они имеют свой понятийный
аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия. В соответствии
с этим <диалектика>, как ее понимает Платон,- не только путь или
метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, об-
разцы и причины вещей чувственного мира.

Здесь изложенное выше понимание родов бытия, соответствен-
но: <идей>, должно быть существенно дополнено и даже исправлено.
Как мы видели, <идеи> в сравнении с вещами чувственного мира
были наделены у Платона признаками, которыми элеат Парменид
характеризовал свое единое бытие: <идеи> вечны, не рождаются и
не погибают, не изменяются, тождественны себе, неподвижны,
безотносительны в своем бытии.

Не должны ли мы сказать, что такое понимание природы <идей>
не диалектическое, но, напротив, метафизическое и что если Пар-
менид - отец древнегреческой метафизики, то Платон, несомнен-
но, его продолжатель? И действительно, в ряде диалогов Платон
развивает, бесспорно, метафизическую характеристику истинно-су-
щего бытия, или <идей>. Однако в <Софисте> и в <Пармениде>, а
также в некоторых других диалогах Платон отступает от этой
метафизики. В этих диалогах он стремится доказать, что высшие
роды всего сущего - бытие, движение, покой, тождество и изме-
нение -могут мыслиться только таким образом, что каждый из
них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna