Предыдущая страница Следующая страница

В учении Платона об ином чрезвычайно важно отметить, что,
по Платону, все первые черты рода сущего - бытие, покой, дви-
жение, тождественное - принадлежат, или причастны, к роду иного.
Так, движение есть иное не как движение, а лишь поскольку движение
не есть покой, не есть бытие, не есть тождественное и т. д.

В качестве иного по отношению ко всем остальным каждый род
сущего не есть остальные роды. Движение не есть покой. Однако
в то же время оно есть, поскольку оно как существующее движение
причастно к бытию. Движение не есть тождественное. Однако в то
же время, будучи самим собой, оно причастно тождественному и в
этом смысле есть тождественное. Движение и есть и не есть
тождественное. Оно одинаково причастно и тождественному и
иному. Будучи иным в отношении к покою и тождественному,
движение есть иное и в отношении к самому иному. Поэтому
движение одновременно и есть иное и не есть иное. Будучи иным
и по отношению к бытию, движение в этом смысле не есть бытие
или, иначе, есть небытие. Оно есть одновременно и бытие и
небытие: бытие - поскольку причастно бытию; небытие - по-
скольку причастно иному и, стало быть, есть иное, чем бытие, т. е.
небытие.

Но и все остальные роды сущего должны быть характеризованы,
по Платону, как такие, каждый из которых одновременно есть и
бытие, поскольку он причастен бытию, и небытие, т. е. иное, чем
бытие, поскольку он причастен иному. Не избегает этой участи и
само бытие, так как бытие есть иное, чем покой, движение, тождест-
венное и чем само иное, то оно не есть все эти роды и, стало быть,
будучи бытием, есть в то же время и небытие [Софист. 257 А].

При этом Платон поясняет, что небытие, о котором у него идет
речь при обсуждении родов сущего и отношений между ними,
означает отнюдь не нечто совершенно противоположное бытию.
Небытие есть лишь иное, чем бытие. Кто говорит, будто нечто не
есть великое, тот не высказывает этим, будто это невеликое проти-
воположно великому, т. е. ничтожно: он хочет сказать то, что оно
есть нечто иное, чем великое. В этом смысле, например, <некраси-
вое> есть особый вид <иного>, существующий так же, как существует

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna