Предыдущая страница Следующая страница

на своей оси тело вместе и стоит и движется, когда, уткнувшись в

Но и все остальные роды сущего должны быть характеризованы,
по Платону, как такие, каждый из которых одновременно есть и
бытие, поскольку он причастен бытию, и небытие, т. е. иное, чем
бытие, поскольку он причастен иному. Не избегает этой участи и
само бытие, так как бытие есть иное, чем покой, движение, тождест-
венное и чем само иное, то оно не есть все эти роды и, стало быть,
будучи бытием, есть в то же время и небытие [Софист. 257 А].

При этом Платон поясняет, что небытие, о котором у него идет
речь при обсуждении родов сущего и отношений между ними,
означает отнюдь не нечто совершенно противоположное бытию.
Небытие есть лишь иное, чем бытие. Кто говорит, будто нечто не
есть великое, тот не высказывает этим, будто это невеликое проти-
воположно великому, т. е. ничтожно: он хочет сказать то, что оно
есть нечто иное, чем великое. В этом смысле, например, <некраси-
вое> есть особый вид <иного>, существующий так же, как существует

<красивое> [там же. 257 D-Е]. С этой точки зрения <некрасивое>
есть одно существующее, которое мы противопоставляем другому
существующему [там же. 257 Е]. Некрасивое, невеликое, неспра-
ведливое существуют так же, как существуют красивое, великое и
справедливое.

Так как иное есть род существующего, то все частные разно-
видности иного также должны быть существующими. Область иного
беспредельна. Каждое отрицание понятия, означающего известный
предмет бытия, очерчивает беспредельную область иного, которая
противопоставляется как один вид существующего отрицаемому
понятию как другому виду существующего. Таким образом, <суще-
ствующее, без всякого противоречия, становится тысячи тысяч раз
не существующим> [Софист. 259 В]. Противоречия здесь не полу-
чается именно потому, что всякая частная область иного рассмат-
ривается Платоном как нечто существующее. Иное, чем бытие, так
же существует, как и само бытие. Но так как иное, чем бытие, есть
небытие, то получается, что небытие существует так же, как и бытие.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna