Предыдущая страница Следующая страница

Это нечувственное восхождение по ступеням ума до непредпо-
лагаемой основы есть первая половина диалектического пути. Дойдя
при посредстве предположений до непредполагаемого <начала все-
го>, коснувшись этого начала и придерживаясь того, что с ним
соприкасается, ум начинает совершать вторую половину своего
пути. А именно: он <вновь нисходит к концу и уже не прикасается
ни к чему чувственному, но имеет общение лишь с <видами> через
<виды>, для <видов> и заканчивает <видами> [Госуд. 511 В-С].

Разъяснение Платона проливает свет на логическую природу
платоновского <диалектического> пути, или метода. Из этого двой-
ного определения <диалектики> как восхождения от предположений
к их умопостигаемой непредполагаемой основе и обратного ни-
схождения - по ступенькам <видов> (эйдосов) к исходным пред-
положениям - видно, что <диалектический метод> Платона есть,

в сущности, метод последовательного сведения понятий в высшие
роды и разделения родов на входящие в них низшие видовые понятия.

Первая половина задачи <диалектического>, в платоновском
смысле, исследования состоит в том, чтобы, <сосредоточиваясь на
одной идее, вести к ней все рассеянное во многих местах> и чтобы,

<определяя каждый вид в отдельности, стало ясным, о чем хотят
всегда поучать> [Федр. 265 D]. Другими словами, это задачи одно-
значного, точно фиксированного определения <вида>. Вторая поло-
вина той же задачи состоит в том, чтобы <быть в состоянии в
обратном направлении расчленять идею на составные, согласные с
их природой, части и не пытаться искажать ни одной части - по
образцу плохого повара> [там же. 265 Е]. В <Федре> также Сократ
поясняет, что <диалектиками> он называет именно тех, кто способен
<обозревать разом единое и многое>, разделять на части и сводить
в одно целое [там же. 266 В]. А несколько ниже Сократ поучает
Федра, что овладеть искусством красноречия не может тот, кто не
в состоянии <определять все в соответствии с ним самим>, а определив,
<снова разделять его на ((виды" до неделимого> [там же. 277 В].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna