Предыдущая страница Следующая страница

Подробнее метод восхождения от низших понятий к высшим
характеризуется в <Филебе>. По разъяснениям, данным в этом
диалоге, <мы всегда должны полагать одну идею относительно
каждой вещи и соответственно этому вести исследование: в заклю-
чение мы эту идею найдем. Когда же схватим ее, нужно смотреть,
нет ли, кроме нее одной, еще двух или трех идей или какого иного
числа, а затем с каждым из этих единств поступать таким же образом
до тех пор, пока первоначальное единство не предстанет взору не
просто как единое и беспредельно многое, но как количественно
определенное> [Филеб. 16 С-D].

Что касается обратного нисхождения от выставленного понятия
к низшим, то Платон связывает этот метод с методом проверки
предположений, или <гипотез>. Состоит эта проверка в том, что
<диалектик> рассматривает, что вытекает из принятого им начала,
а также исследует, согласны или несогласны между собой следствия,
вытекающие из этого начала (см. Федон. 101 D].

При этом Платон широко пользуется дихотомией, т. е. таким
расчленением объема понятия на две части, что исследуемый
предмет может оказаться лишь в одной какой-либо из получивших-
ся половинок объема, между которыми существует отношение
противоречащей противоположности. Отбросив ту, в которой пред-
мет не может быть найден, <диалектик> делит оставшуюся половину
объема вновь на две части, затем вновь исключает ту, в которой

6 В. ф. A^ivc                                                                                  161

предмет не может оказаться. Этот постепенный спуск по лестнице
дихотомии продолжается до тех пор, пока исследование не дойдет
до уже неделимой части объема, в которой и должен быть искомый
предмет. Образцы применения дихотомии Платон дал в <Софисте>,
в <Федре>, в <Политике> и в ряде других диалогов.

Все эти разъяснения Платона ясно обнаруживают, насколько
далека платоновская <диалектика> от современной. <Диалектика>
Платона - важный этап в развитии логики: в развитии учения о
категориях, о родах и видах понятий, о методах определения,
индукции и деления понятий, но она ни в малейшей степени не
есть учение о развитии через противоположности. Система Платона
не знает вовсе никакой истории, никакого развития, кроме
цикличности и повторения уже бывшего. Таковы полумифические,
полуастрономические учения Платона о круговращении неба, о
падении душ на Землю, о перевоплощениях душ. Однако, заговорив
об этом, мы подошли уже к космологии Платона.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna