Предыдущая страница Следующая страница

В пространственных определениях мы представляем себе не
только все множество вещей природы, но даже вечные роды сущего.
Такой способ представления внушает нам <кормилица происхож-
дения>. Именно потому, что мы взираем на нее, нам грезится, будто
всякое бытие необходимо должно быть в каком-нибудь месте и
занимать известную часть пространства и будто то, чего нет ни на
земле, ни в небе, не существует никоим образом. И хотя это
представление - только наша греза, греза эта необходима, не имеет
начала и вечна, как необходима, безначальна и вечна сама ее
причина.

Поэтому истинно-сущая природа совмещает в себе единство и
двойственность: она есть и неизменное, тождественное себе бытие
и одновременно отличное от него подобие этого бытия в изменчивом,
нетождественном мире вещей. Как отличающаяся от бытия <кор-
милица происхождения> она есть небытие, но как присущая бытию
есть сущее небытие. Тождественное себе бытие - <идея>, начало
идеальное; <иное>, или вечно сущее пространство, -начало телес-
ное.

Наконец, имеется близость между Платоном и пифагорейцами
также и в их учении о начале, посредствующем между идеальной и
вещественной сферами. У пифагорейцев - средний Космос, об-
ласть правильного движения; он посредствует между горним Олим-
пом, местопребыванием чистых стихий, и дольним Ураном -
местом становления, любящего перемены. У Платона посредству-
ющее начало - мировая душа, пребывающая между неизменным
миром идей и подвижным, неспокойным миром, или <морем>
чувственных вещей. Платоновская мировая душа посредствует меж-
ду идеальным и телесным мирами, а также осуществляет начало
движения, подчиненного мере.

У пифагорейцев аналогом учения Платона о мировой душе
является их астрономическое и вместе с тем философское учение

о <центральном огне>. Этот огонь, идущий от центра мира, порож-
дает небесные светила, окружает мир и есть причина порядка
Вселенной.

И у Платона душа мира направляется из центра, окружает весь
мир, есть начало порядка и закономерного строя; от нее получают
жизнь небесные светила. Даже ход образования мировой души имеет
соответствие в учении пифагорейцев о числах.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna