Предыдущая страница Следующая страница

6. КРИТИКА УЧЕНИЯ ОБ <ИДЕЯХ> В <ПАРМЕНИДЕ>
И <СОФИСТЕ> ПЛАТОНА

Учение Платона об <идеях> не только подверглось изменениям,
приблизившим его к учению пифагорейцев о числах. В диалогах
<Парменид>, <Филеб> и <Софист> Платон подвергает выработанное
им самим учение об <идеях> суровой критике.

Учение это было многогранным; одновременно в нем совмеща-
лись аспекты онтологический, космологический, телеологический,
этический, гносеологический и логический. Во всех этих аспектах
<идея> Платона выступает как бестелесная, постигаемая только
умом причина, через причастность к которой только и существуют
вещи чувственного мира, -как прекрасный образец всех вещей;
как цель, к которой вещи стремятся; как понятие об общей сущности
вещей или как то, что, если отправляться от отдельных многочис-
ленных и многократных ощущений, сказывается о виде, как о
едином для многого.

В названных только что трех диалогах Платон выдвигает ряд
доводов, говорящих или о сомнительности, или прямо о невозмож-
ности принять это учение. Некоторые из этих доводов предвосхи-
щают знаменитые возражения, которые ученик Платона

Аристотель высказал впоследствии против платоновской теории

<идей>.

Основное сомнение возникает у Платона прежде всего по
вопросу о самой возможности существования <идей> с теми их
свойствами, которые выяснены выше. Но даже если мы допустим
существование подобных <идей>, возникает вопрос об их отношении
к вещам. А именно: придется или принять, будто единая и вечная
идея как бы раздроблена, разделена, рассеяна в бесчисленном
множестве порождаемых ею возникающих и погибающих вещей,
или, что еще хуже, допустить, что, находясь в вещах, идея целиком
находится и вне себя и в самой себе, будучи при этом тождественной
себе .

На возникшие таким образом вопросы Платон ранее отвечал
ссылкой на то, что <идеи> якобы <участвуют> в вещах, <причастны>
к вещам. Но теперь этот ответ уже не удовлетворяет его, как он

В философии средневековой схоластики все эти вопросы и точки зрения
возродились в так называемом споре об <универсалиях> (общих родах).

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna