Предыдущая страница Следующая страница

Парадоксальность теории <идей> как будто устраняется, если
предположить, что идеи - только наши мысли и что они могут
существовать только в нашем уме. Однако эта оговорка не спасает
дела. По Платону, мысль - всегда мысль о чем-нибудь существу-
ющем. Поэтому, мысля идею, мы тем самьм мыслим о том едином,

вечном, тождественном, что налицо во всех вещах, обнимаемых

<идеей>. Это мыслимое в качестве <подходящего> под идею и есть
не что иное, как сама идея. Больше того. Допустим, что идеи -
мысли и что единичные вещи существуют в силу своего участия в
идеях. В этом случае необходимо допустить одно из двух: или что
все вещи состоят из мыслей, следовательно, все мыслит, или же что
все есть безмысленная мысль [см. Парменид. 132В-С].

Отношение между идеей и вещами возможно представить еще
и так, что <идея> -прообраз вещей, а вещи - подобия <идей>. Но
если это верно, то непонятно, каким образом возможно согласовать
существование несовершенных вещей с совершенством их <идей>?
И какие возможны роды <идей>? Возможно ли признать рядом с
существованием <идей> благого, справедливого, прекрасного также
и существование <идей> столов, волос, грязи? [см. Парменид. 130
В-Е].

Но если бы даже объяснение нашего познания <идей> и не
встретило указанных препятствий и затруднений, то возникла бы
трудность другого рода. Если бы бытие <идей> могло быть обосно-
вано, то учение об <идеях> неизбежно должно было бы подверг-
нуться самому радикальному преобразованию. Пришлось бы
отвергнуть положение о неизменности <идей> и об их неподвижно-
сти. Полное отрицание в истинно-сущем движения так же исклю-
чает возможность знания, как и признание его подвижности. Вывод
этот Платон объявляет неприемлемым в диалоге <Софист>. <Против
того, - говорит он здесь, - кто уничтожает науку, знание и разу-
мение, и однако же утверждает что-либо о чем-нибудь, необходимо
бороться всеми доводами> [Софист. 249 С -D].

Таковы некоторые из доводов, которые сам Платон выдвинул в
<Пармениде> и <Софисте> против признания собственной теории
<идей>. Но выходом не может быть, по Платону, и отрицание бытия

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna